Дисертація містить розроблені автором елементи особистісно-орієнтованого навчання фізики учнів педагогічних класів фізико-математичного профілю.
На основі дослідження відмінностей у концептуальних положеннях традиційного та особистісно-орієнтованого навчання, розроблено дидактичні основи побудови технологій особистісно-орієнтованого навчання фізики.
Розроблено експериментальну навчальну програму узагальнення знань з фізики для учнів 11-х педагогічних класів фізико-математичного профілю, яка є узгодженою із державною програмою для загальноосвітніх навчальних закладів.
Для визначення ефективності засвоєння учнями знань з фізики розроблено методику з використанням коефіцієнта засвоєння знань, узгодженого із 12-бальною шкалою оцінювання навчальних досягнень учнів.
Розроблені технології особистісно-орієнтованого навчання фізики можуть бути використані в класах з профільною диференціацією, які навчаються за програмами прикладного курсу та курсу поглибленого рівня.
Експериментальну навчальну програму “Навчальна програма узагальнення знань з фізики в системі особистісно-орієнтованого навчання” для учнів 11-х педагогічних класів фізико-математичного профілю рекомендовано Міністерством освіти і науки України.
В диссертации представлены разработанные автором элементы личностно-ориентированного обучения физике учащихся педагогических классов физико-математического профиля.
В результате исследования различий в концептуальных положениях традиционного и личностно-ориентированного обучения, разработаны дидактические основы технологий личностно-ориентированного обучения. Определены основные этапы деятельности, а также роль учителя и учащихся в личностно-ориентированном обучении.
Систематизированы недостатки в знаниях учащихся по физике, которые являются следствием применения методов традиционного обучения.
Определены дидактические основы разработки технологий личностно-ориентированного обучения физике учащихся профильных педагогических классов. Разработаны следующие технологии: 1) технология модульного обучения; 2) технология эвристического обучения; 3) технология обучения самостоятельной работе; 4) технология проведения личностно-ориентированного урока; 5) профессионально-ориентированная технология обучения.
Автором определены функции личностно-ориентированного урока физики, основные требования к его проведению, способы выполнения заданий личностно-ориентированного урока физики. Предложена схема педагогического анализа личностно-ориентированного урока физики, сформулирован основной принцип реализации его функций. Определено содержание структурных элементов личностно-ориентированного урока физики в педагогических классах. Выделены и проанализированы основные виды педагогической деятельности, освоение которых учителем обеспечит его профессиональное мастерство, компетентность и обусловит высокое качество процесса обучения. Каждый вид педагогической деятельности представлен в виде совокупности конкретных профессиональных умений. Определены особенности педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащихся при проведении личностно-ориентированного урока физики в педагогических классах физико-математического профиля.
Автором предложена структурная схема учебного занятия по физике с применением профессионально-ориентированной технологии обучения. Схема представляет собой целостную структуру заданий, функций, целей деятельности учителя и учащихся и содержит организационный, дидактический и технологический компоненты.
Детально разработаны дидактические основы конструирования учебной программы по физике в системе личностно-ориентированного обучения. Предложена авторская учебная программа обобщения знаний по физике для учащихся 11-х педагогических классов физико-математического профиля, которая соответствует государственной программе по физике для общеобразовательных учебных заведений и реализует выполнение задач формирования всесторонне развитой личности. Особое внимание в программе уделено фундаментальным физическим объектам, фундаментальным научным проблемам, а также истории развития физики в Украине, что способствует развитию личности каждого ученика. Структура учебной программы обеспечивает учёт особенностей каждого ученика при обобщении курса физики и обеспечивает учащимся возможность обучаться в индивидуальном темпе и ориентироваться на определённые уровни требований к усвоению учебного материала, что соответствует концепции личностно-ориентированного обучения.
В диссертации дано описание проведенного комплексного педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлена диагностическая робота с целью обоснования необходимости обновления и усовершенствования процесса обучения физике учащихся педагогических классов физико-математического профиля, а также подтверждена эффективность внедрения элементов личностно-ориентированного обучения физике. Достоверность результатов комплексного педагогического эксперимента обеспечена условиями проведения педагогического эксперимента, а именно: а) к участию в эксперименте были привлечены преподаватели одинаковой квалификации, а также учащиеся педагогических классов, однородных по количественному и качественному составу; б) инновационным технологиям личностно-ориентированного обучения физике были противопоставлены проверенные и проанализированные методики традиционного обучения и воспитания.
Разработанные технологии личностно-ориентированного обучения физике могут быть применены в классах с профильной дифференциацией, которые обучаются по программам прикладного курса и курса повышенного уровня.
Экспериментальная учебная программа „Учебная программа обобщения знаний по физике в системе личностно-ориентированного обучения” для учащихся 11-х педагогических классов физико-математического профиля рекомендована Министерством образования и науки Украины.
Basing on researches of differences between traditional and person-oriented teaching, didactic essential principles of developing of person-oriented Physics teaching technologies were formulated. New experimental сurriculum for secondary school (with physical and mathematical bias) seniors on generalization of their knowledge of Physics was introduced. The curriculum is coordinated with a state curriculum for all national secondary schools. To test the efficiency of digestion of knowledge, special system was elaborated. The developed technologies of person-oriented teaching of Physics can be applied in classes with profile differentiation, where programs of advanced studies are used. The edition of the experimental training program “Teaching Program on Generalization of Knowledge of Physics in the System of Person-Oriented Teaching for Secondary School Seniors” was approved with a stamp: “Recommended by Ministry of Education and Science of Ukraine.”