Дисертація присвячена дослідженню актуальної проблеми диференціація навчання в профільних класах біологічного спрямування.
В ході аналізу наукових праць було конкретизовано сутність та зміст поняття “ди-ференціація навчання” стосовно сучасного етапу розвитку освітньої системи, окреслено йо-го структуру; в роботі визначені умови ефективної реалізації профільної спеціалізації на-вчання, досліджено стан організації профільного навчання біології у загальноосвітніх за-кладах України.
Дисертаційна робота містить визначені та експериментально перевірені висновки щодо організації диференційованого навчання біології учнів спеціалізованих класів. Запро-понована у роботі методична модель окреслює цілі біологічної освіти стосовно старшої школи, функції біологічного курсу, принципи навчання, ядро біологічних знань, інтегровані комплекси навчального курсу, етапи навчання в межах даних комплексів, види навчально-пізнавальної діяльності учнів та продукти навчання. Дана модель може бути використана як вчителями біології, так і студентами під час проходження педагогічної практики, а також викладачами педагогічних вузів та курсів підвищення кваліфікації вчителів.
Диссертация посвящена проблеме дифференциации обучения в профильных классах биологической специализации.
В процессе анализа научных работ была конкретизирована сущность и содержание понятия “дифференциация обучения” относительно современного этапа развития образова-тельной системы, обозначена его структура. В работе определены условия эффективной реализации профильной специализации школьного обучения, исследовано состояние орга-низации профильного обучения биологии в общеобразовательных учреждениях Украины, дана его качественная и количественная характеристика.
Так, спектр направлений биологической специализации школьного образования представлен биолого-химическим, медицинским, агрохимическим, сельскохозяйственным, экологическим профилями. В 2000-м году долевая часть биологических классов в структуре профильного обучения составляла около 4% от общего количества учеников специализированных классов. Данный показатель отображает интерес школьников к биологическим наукам, с одной стороны, и ситуацию, сложившуюся на рынке труда – с другой.
Если принимать во внимание не количественные, а качественные показатели, то в работе отмечается необходимость решения методических проблем дифференциации обуче-ния биологии, среди которых: отбор содержания биологических курсов для классов различ-ной профильной специализации, пересмотр структуры и содержания учебных планов и программ в соответствии с целями и задачами определенного направления биологической специализации; написание и издание учебников и методических пособий с учетом специ-фики биологических профилей; разработка пакета биологических факультативов для специализированных классов; выделение уровней обучения биологии как профильного предмета; создание методических моделей обучения биологии, которые бы учитывали реалии современной многопрофильной школы.
Экспериментальная часть исследования посвящена разработке, научному обоснова-нию и апробации методической модели обучения биологии в специализированных классах старшей школы. Предложенная в работе методическая модель учитывает цели биологиче-ского образования относительно старшей школы, а именно: формирование научного круго-зора, изучение основных биологических теорий, раскрытие практической значимости био-логических знаний; образовательные, развивающие, воспитательные, диагностические, со-циальные, профориентационные функции курса; дидактические и методические принципы обучения, ядро биологических знаний; очерчивает интегрированные комплексы учебного курса, среди которых “Основы молекулярной биологии”, “Основы цитологии”, “Биология развития”, “Основы генетики”, “Основы экологии”, “Эволюционное учение”, этапы обуче-ния в границах данных комплексов, такие как: свернутое описание содержательных линий, поэлементный разбор темы, обобщение и систематизация знаний, проверка и коррекция ЗУН; виды учебно-познавательной деятельности учеников (копирование, алгоритмирова-ние, эвристика, творчество) и продукты обучения, основу которых составляют разноуров-невые знания, умения и навыки учеников; определяет место и роль факультативных курсов. В работе даны методические рекомендации относительно организации учебного процесса по общей биологии в профильных классах на основе инновационной модели, предложены программы факультативных курсов, разработки занятий. Данная модель может быть использована как учителями биологии, так и студентами во время прохождения педагогической практики, а также преподавателями педагогических вузов и курсов повышения квалификации в ходе профессиональной подготовки учителей биологии.
The Dissertation is devoted to research to an actual problem of differentiation of training in profile classes of a biological direction.
During the analysis of works of known domestic and foreign scientists the essence and the contents of concept "differentiation of teaching" concerning the present stage of development of educational system is concretized, his structure is designated; in work conditions of effective reali-zation of profile specialization of training are determined, the condition of the organization of pro-file training of biology in general educational establishments of Ukraine is investigated.
Dissertational work contains precisely certain and experimentally checked up conclusions concerning the organization differentiation training of biology in the specialized classes of the se-nior school. The methodical model offered in work outlines the purposes of biological education in a rate "General biology", functions of a rate, principles of training, a nucleus of the biological knowledge, the integrated complexes of a training course, grade levels in borders of the given complexes, kinds of cognitive activity of pupils and products of training. The given model can be used both teachers of biology, and students during passage of student teaching, and also teachers of pedagogical high schools and courses of improvement of qualification of teachers.