Дисертаційне дослідження присвячено вивченню психологічних особливостей ставлення до хвороби онкологічних хворих різного віку та розробці психолого-дидактичних засобів їх реабілітації. Узагальнено і розширено теоретичні підходи до психологічної реабілітації онкохворих відповідно до психологічних особливостей їх особистості; розроблено та модифіковано діагностичні методи дослідження психологічних особливостей ставлення до захворювання хворих на рак молочної залози різного віку; виявлено особливості прояву депресії, якості життя та типу ставлення до хвороби таких хворих; обгрунтовано і розроблено програми психолого-дидактичних засобів реабілітації відповідно до психологічних особливостей кожної вікової групи на різних етапах захворювання з метою поліпшення психологічного стану онкологічних хворих, підвищення їх якості життя та подовження його тривалості.
Проведене дослідження довело ефективність системи психолого-дидактичних засобів реабілітації онкологічних хворих, розроблених відповідно до їх вікових особливостей ставлення до захворювання, на що вказує значне зниження рівня депресії, виявлення більш адекватного типу ставлення до хвороби та підвищення якості життя хворих на рак молочної залози.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических особенностей отношения к болезни онкологических больных разного возраста и разработке психолого-дидактических средств их реабилитации. В результате теоретического анализа и обобщения литературных источников по данной тематике установлено, что исследования данной проблемы являются актуальными и касаются улучшения психологического состояния онкологических больных Украины, повышения их качества жизни и увеличения ее продолжительности. Несмотря на большое количество исследований психологического аспекта онкологических заболеваний, изучение психологических особенностей и отношения к болезни непосредственно женщин, больных раком молочной железы, остается недостаточным. Что же касается психологической реабилитации в условиях онкологической клиники, то в отечественной литературе почти не представлена общая система психологической поддержки больных в течение всех этапов онкологического заболевания, что и явилось основанием выделить последнюю в качестве специального предмета диссертационного исследования.
В работе проводилось изучение методических основ диагностики психологических особенностей больных раком молочной железы и определение возрастных особенностей отношения к болезни таких больных. Для изучения возрастных особенностей использовались методики исследования субъективного отношения к болезни, уровня депрессии и оценки качества жизни. Возрастные особенности онкологических больных в практике почти не учитываются, тогда как они определяют специфические особенности восприятия заболевания, отношение к болезни, уровень депрессии, качества жизни и характер эмоциональных переживаний, исследование которых позволяет более досконально изучить личность больной раком молочной железы, а значит более направленно и продуктивно разработать и реализовать психолого-дидактические средства реабилитации.
Согласно результатам исследования была разработана система психолого-дидактических средств реабилитации больных раком молочной железы разного возраста (35-45 лет, 46-55 лет, 56 и больше лет), основанная на индивидуальных и возрастных особенностях личности таких больных, с целью их достижения по возможности полного физического, душевного и социального благополучия путем целенаправленного сознательного обучения.
Психологическая реабилитация больных раком молочной железы проводилась поэтапно, что способствовало созданию общей системы психологической помощи. Психолого-дидактические средства реабилитации на этапе перед вступлением в клинику были направлены на снятие эмоционального напряжения и осознание больными раком молочной железы ситуации, которая сложилась, ее принятие и формирование активной позиции по отношению к болезни. Задачами психологической реабилитации на передоперационном этапе были: формирование позитивной установки на операцию и веры в успешное выздоровление, определение страхов, которые вызывает операция и помощь в их преодолении, информирование о раке молочной железы и механизмах его лечения в доступной для больных форме. На послеоперационном этапе психолого-дидактические средства реабилитации были направлены на ликвидацию болезненных проявлений и формирование у больных особенностей личности, способствующих оптимальной психологической адаптации к новым жизненным условиям.
С целью определения эффективности психолого-дидактических средств реабилитации больных раком молочной железы было проведено диагностическое исследование, которое состояло из 2 этапов: перед операцией и после нее через 6 месяцев. Такой подход позволил лучше сравнить состояние личности больных раком молочной железы во время поступления в стационар и через 6 месяцев после выписки из него (контрольная группа); во время поступления в стационар и через 6 месяцев после выписки из него, но с использованием психолого-дидактических средств в течение всего этого времени (экспериментальная группа). Выполнение этого задания было возможно на основе сравнения психологических особенностей больных в контрольной и экспериментальной подгруппах, одинаковых по возрасту.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что после использования психолого-дидактических средств реабилитации в соответствии с возрастными особенностями больных раком молочной железы уровень депрессии значительно понижается, тип отношения к болезни становится более адекватным, а качество жизни больных повышается, что доказывает эффективность психолого-дидактических средств реабилитации онкологических больных.
В работе обобщены и расширены теоретические аспекты психологической диагностики и реабилитации онкологических больных, выделены на основе характера страхов возрастные группы больных раком молочной железы, выявлены особенности проявления депрессии, качества жизни и типа отношения к болезни таких больных и теоретически обоснованы программы психолого-дидактических средств реабилитации в соотвествии с психологическими особенностями каждой возрастной группы больных раком молочной железы на разных этапах заболевания.
Практическое значение работы состоит в обосновании и применении системы психолого-дидактических средств реабилитации в работе онкологических клиник с целью улучшения психологического состояния онкологических больных.
The thesis is devoted to study of psychological features of the relation to illness of breast cancer patients of different age and development psychological means of rehabilitation according to them.
By the author are developed and modified the methods of diagnostics of psychological features of the relation to disease by the breast cancer patients of different age, are revealed the patient’s features of depression, qualities of life and relation to illness, and are developed the programs of psychological means of rehabilitation according to psychological features of each age group at different stages of disease with the purpose to improve a psychological status of the breast cancer patients, increase their quality and duration of life.
The research has proved the effectiveness of psychological means of rehabilitation of the breast cancer patients. It is possible to say because of significant decrease of the level of depression, display of more adequate type of the relation to illness and increase of quality of breast cancer patient’s life.