Дисертацію присвячено дослідженню аксіологічної лексики і фразеології на матеріалі художньо-публіцистичних виступів 90-х років ХХ століття.
У роботі з’ясовано основні ознаки художньо-публіцистичного підстилю публіцистичного стилю української мови, досліджено специфіку семантичної структури та функціонування в художній публіцистиці іменникових та дієслівних засобів реалізації категорії оцінки. Оцінне значення розглядається як компонент лексичного значення слова. Виявлено типові для сучасних українських художньо-публіцистичних виступів групи номінативних одиниць, що є базовими для процесу аксіологічної номінації, проаналізовано мотиваційні основи аксіологічних переосмислень лексичних одиниць у виділених асоціативно-тематичних полях. Здійснено класифікацію та охарактеризовано семантичні і функціональні особливості оцінних фразеологізмів. Визначено індивідуально-авторські особливості вживання аксіологічної лексики і фразеології. Встановлено роль аксіологічної лексики і фразеології у формуванні оцінних ідеологем художньо-публіцистичних виступів сучасних українських письменників.
Диссертационное исследование посвящено проблеме семантики и функционирования аксиологической лексики и фразеологии в художественно-публицистических выступлениях 90-х годов ХХ века.
В работе определена специфика художественно-публицистического подстиля публицистического стиля украинского языка, которая заключается в синтезе политической направленности, остроты, злободневности, логико-рациональной системы исследования мира и образности, эмоциональности, оценочности мысли и высказывания. Художественно-публицистические жанры являются императивными и подразделяются на устные и письменные. Устные жанры (парламентское, партийное, поздравительное и памятное выступление) характеризуются синтезом информативного компонента, экспрессивной оценки сообщаемого и вербального, визуального и акустического компонентов публичной речи. Письменные жанры художественной публицистики – очерк, фельетон и памфлет – характеризуются соединением логико-рационального и эмоционально-образного способов отражения действительности, направлены на воссоздание реальных социально-политических событий с помощью сатирических и публицистических выразительно-изобразительных средств.
Детальное изучение специфики публичной речи позволяет выделить основные категории художественно-публицистического текста, к которым относятся категория информативности, связности, целостности (инвариантные категории) и категории модальности, прагматической направленности, оценки.
Оценочность художественно-публицистического дискурса порождает доминирование позитивно или негативно-оценочной информации, а значит и специальных лексических и фразеологических средств реализации категории оценки, которые содействуют совершению перлокутивного акта и обеспечивают прагматический эффект художественно-публицистической речи.
В диссертации определён лингвистический статус оценки как универсальной грамматикализированной философской категории, истолкованы её сущность и структура, рассмотрены основные этапы развития, проанализированы классификации общеоценочных и частнооценочных значений, обоснована прагматическая обусловленность функционирования именных и глагольных средств реализации категории оценки в художественно-публицистических выступлениях. Оценочное значение рассматривается как компонент лексического значения слова.
На основании детального изучения фактического материала осуществлён комплексный системный анализ аксиологических номинаций, выделены типичные для современных украинских художественно-публицистических выступлений группы номинативных единиц, которые являются базисными в процессе аксиологической номинации, проанализированы мотивационные основы аксиологических переосмыслений лексических единиц в составе выделенных ассоциативно-тематических полей. Установлено, что определяющей тенденцией аксиологического развития исследованных лексических единиц являются изменения пейоративного характера, что обусловлено определёнными психологическими, социальными и культурологическими факторами современного украинского общества.
Выявлены наиболее типичные номинативные средства аксиологической метафорической номинации, которые отражают призмы мировидения и аксиологической квалификации объектов окружающей действительности, разнообразных аспектов человеческого бытия, а именно: антропонимы, зооморфизмы, фитонимы, названия конкретных предметов окружающей среды.
Глагольные прагмемы выражают оценку ингерентно (эксплицитно через постоянный оценочный компонент в семантике) и адгерентно (в конкретном контексте). Глагольные метафоры-прагмемы в текстах художественно-публицистических выступлений являются элементарными единицами словесной образности, реализуя прагматический эффект высказывания.
Проанализированный материал позволяет классифицировать оценочные фразеологизмы, а также охарактеризовать их семантические и функциональные особенности. В основе оценочного (мейоративного или пейоративного) значения фразеологизмов находятся конкретные концепты действительности, которые оцениваются с точки зрения их пользы или вреда для человека. Такая оценка является неотъемлемым компонентом семантики фразеологизмов, отражающих оценочное отношение человека к реальной действительности.
В ходе исследования выявлена специфика индивидуально-авторського использования аксиологической лексики и фразеологии, а также их роль в формировании оценочных идеологем художественно-публицистических выступлений современных украинских писателей. Обширный иллюстративный материал позволяет в работе указать на дифференциальные и интегральные черты лексики и фразеологии украинского языка описываемого периода, особенности преломления лингвистических процессов, характерных для эпохи, сквозь призму индивидуального сознания носителей языка.
The dissertation is dedicated to research of axiological vocabulary and phraseology on the basis of fictional and publicistic speeches in 90’s of XX century.
The thesis determines basic signs of fictional and publicistic sub-style of the publicistic style of the Ukrainian language; researches specifics of the semantical structure and applying substantive and verbal measures of implementation of the evaluating categories in fictional publicism. Evaluating meaning is viewed as a component of a word’s lexical meaning. The thesis determines groups of nominative items, typical for contemporary Ukrainian fictional and publicistic speeches, which are basic for the process of axiological nomination; analyzes motivational basics for axiological comprehension or lexical items in certain associative and thematic fields; classifies semantical and functional peculiarities of evaluating phraseological turns; determines individual and authors’ peculiarities of the use of axiological vocabulary and phraseological turns. The thesis also determines the role of axiological vocabulary and phraseological turns at formation of fictional and publicistical speeches of contemporary Ukrainian writers.