У дисертаційній роботі досліджено проблему підготовки майбутніх учителів початкових класів і музики до музично-просвітницької діяльності.
Визначено поняття “музично-просвітницька діяльність”, конкретизовано її структурні компоненти та критерії діагностики рівнів підготовленості майбутніх учителів початкових класів і музики до музично-просвітницької діяльності.
Теоретично обґрунтовано педагогічну модель та розроблено методику поетапної підготовки майбутніх фахівців до даної діяльності, що базується на здійсненні міжпредметних зв’язків та синтезі лекторської та виконавської діяльності.
В диссертации рассмотрены условия развития музыкально-просветительских тенденций в Украине (Х – ХХвв.) в историко-педагогическом, методическом аспектах. Раскрыты содержание, формы и методы музыкального просветительства в разных типах учебных заведений – братских школах, коллегиумах, академиях, а также в других культурно-просветительских структурах Украины разных эпох (товариществах и др.).
Основываясь на терминологическом трактовании понятия “музыкально-пропагандистская деятельность”, сквозь призму культурно-досуговой деятельности дано определение феномена “музыкально-просветительская деятельность”. Она интерпретируется как процесс активного и целенаправленного взаимодействия между просветителем и аудиторией, который предусматривает самостоятельную позицию индивида в выборе музыкальных ценностей и направлен на распостранение музыкально-эстетических знаний для активизации духовного развития личности. Выделены следующие её структурные компоненты: мотивационный, содержательный, операционный, контрольно-оценочный.
С целью определения основных путей становления теоретико-методических основ подготовки к музыкально-просветительской деятельности, в работе проанализированы учебные пособия, программы, планы. Объединяющим фактором названных источников стало научное обоснование возможности внедрения музыкально-просветительской деятельности в учебно-воспитательный процесс педвузов и практического применения новых музыкально-просветительских форм и методов работы с младшими школьниками, особенно во внеурочное время.
Основываясь на опыт педагогического моделирования деятельности учителя (работы Д.Баран, Е.Коробко, О.Рудницкой и др.), а также учитывая структуру музыкально-просветительской деятельности была разработана модель подготовки будущих учителей начальных классов и музыки к музыкально-просветительской деятельности в школе. Построение модели предусматривало организационно-методическую структуру с выделением таких ведущих компонентов : цели, задачи, формы и методы педагогической работы, личностные качества будущего учителя, основные элементы взаимодействия в системе преподаватель - студент. Указанные компоненты динамично взаимодействовали на 4 этапах подготовки - пропедевтическом, проходящем, качественном и синтезирующем.
Формирующую опытно-экспериментальную работу было разделено на 4 этапа.
Первый этап был направлен на развитие мотивационного компонента музыкально-просветительской деятельности будущих учителей начальных классов, музыки, путем построения теоретических основ осмысления социальной значимости музыкально-просветительской деятельности, формирования первичных представлений о характере данной деятельности и её информационно-содержательном наполнения.
Второй этап предусматривал формирование содержательного компонента с целью теоретической подготовки будущих учителей начальных классов и музыки к музыкально-просветительской деятельности. Студентам были предложены проблемно-поисковые задания, создавались проблемные ситуации.
Третий этап был ориентирован на формирование у студентов комплекса музыкально-просветительских умений. Это обуславливало развитие операционного компонента музыкально-просветительской деятельности. В процессе опытно-экспериментальной работы был разработан и апробирован спецкурс “Музыкально-просветительская деятельность учителя”, который состоял из теоретических и практических частей: лекций по становлению музыкального просветительства в Украине, развитию форм музыкально-просветительской деятельности; лабораторно-практических занятий по овладению студентами методическими приёмами проведения музыкально-просветительских мероприятий. Следует подчеркнуть, что этот этап был главным в подготовке студентов к музыкально-просветительской деятельности, потому что именно здесь закладывались основы развития ораторского мастерства.
Целью четвертого этапа было овладение методическими аспектами проведения музыкально-просветительских мероприятий во время педагогической практики в школе и формирование готовности будущих учителей начальных классов и музыки к самосовершенствованию как личности в целом, и учителя-просветителя в частности. Соответственно цели, педагогическая работа предусматривала инструментальное исполнительство, проведение игровых занятий, моделирование педагогических ситуаций, организацию и совместное обсуждение проведенных музыкально-просветительских мероприятий. Это способствовало развитию котрольно-оценочного компонента подготовки будущих специалистов к музыкально-просветительской деятельности.
Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей двух экспериментальных и двух контрольных групп убедила, что предложенная в исследовании методика обеспечивает эффективную подготовку будущих специалистов и может использоваться в практике подготовки учителей начальных классов и музыки в педагогических вузах.
The problem of the future primary school teachers’ preparation to the music-educational activity is researched. The term music-educational activity is determined; structural components and its criteria of diagnostics the levels of preparation the specialists for music-educational activity is concretized. The pedagogical model is theoretically substantiated and the methodics of stage preparation of students is worked-out, these are based on intersubjects relations and synthesis of lecturer and executive realization.