Основний зміст дисертації складає наукове обгрунтування педагогічних умов удосконалення фортепіанної підготовки майбутніх учителів музики на основі історико-стильового підходу.
У процесі дослідження уточнено сутність поняття “історико-стильовий підхід”, виявлено специфіку його впливу на активізацію музичного пізнання, досягнення системного упорядкування музичного мислення особистості.
В дисертації визначено критерії і показники підготовленості студентів у визначеному напрямку, наведено результати діагностуючого експерименту, спрямованого на визначення ефективності нині діючої системи фортепіанної підготовки студентів у вищих закладах педагогічної освіти, з’ясовано особливості виконавсько-стильових умінь студентів, конкретизовано їх рівневу характеристику, визначено зв’язки між художньо-стильовою ерудованістю та виконавською майстерністю студентів.
Розроблено педагогічну модель фортепіанного навчання на основі історико-стильового підходу, створено та експериментально перевірено методику її поетапного впровадження.
В диссертации исследуется проблема усовершенствования исполнительской (фортепианной) подготовки будущих учителей музыки на основе историко-стилевого подхода.
Необходимым компонентом профессионального становления будущего учителя музыки является фортепианная подготовка, цель которой состоит в обогащении, расширении художественной компетентности студентов, формировании эстетического восприятия образов искусства, развитии способности к творческой самореализации в процессе интерпретации музыки.
Анализ научной литературы и сопоставление его с требованиями практики позволили определить недостаточно изученные вопросы фортепианной подготовки учителей музыки, таких как: проблема ориентации содержания обучения будущих педагогов на познание музыкальных произведений в их целостных измерениях и в эволюционном развитии, постижение будущим учителем музыки обобщённых художественно-эстетических подходов к восприятию и исполнению музыки.
Усовершенствование фортепианной подготовки будущих учителей музыки, способных к творческой самореализации, требует конкретизации цели, пересмотра содержания, учебных методов, использования новых подходов к решению учебно-воспитательных задач. В данном исследовании таковым является историко-стилевой подход.
В процессе исследования дано теоретическое обоснование понятия “историко-стилевой подход”, определена специфика его влияния на активизацию музыкального познания, достижение стилевой организации музыкального мышления личности. В контексте исследования историко-стилевой подход обозначает содержательно-методическое обеспечение процессов осознания студентами музыкальной информации соответственно к историческим закономерностям становления стилевых направлений в искусстве и воспроизведение стилевых особенностей творчества композиторов в исполнительской и педагогической деятельности. Историко-стилевой подход выступает как системообразующий фактор музыкального познания, функциями которого являются: систематизация музыкальной информации; обеспечение целостности музыкально-познавательного процесса; объективизация эстетико-оценивающей реакции на музыку; обеспечение культурологической обусловленности музыкального познания; активизация творческих начал музыкального познания.
В диссертации определены критерии и показатели подготовленности студентов в этом направлении, приведены результаты диагностирующего эксперимента, направленного на определение эффективности действующей системы фортепианной подготовки студентов в высших педагогических учебных заведениях, изучены особенности исполнительско-стилевых умений студентов, конкретизированы характеристики их уровней, установлены связи между художественно-стилевой эрудированностью студентов и исполнительским мастерством.
Основу диссертации составляет научное обоснование методической системы усовершенствования фортепианной подготовки будущих учителей музыки на основе историко-стилевого подхода. Разработана и обоснована структурно-компонентная модель фортепианной подготовки на основе историко-стилевого подхода, определены особенности методического обеспечения поэтапного введения историко-стилевого подхода в практику фортепианного обучения, раскрыты смыслово-целевые характеристики экспериментального исследования, его организация и условия получения объективных результатов.
Педагогическое управление выступает в исследовании как процесс гуманно ориентированного взаимодействия преподавателя и студента.
Разработанная поэтапная методика введения историко-стилевого подхода в систему фортепианной подготовки направлена на постепенное освоение стилевых закономерностей музыки соответственно к их эволюционному развитию, формирование у студентов умения художественно-стилевой интерпретации музыкальных произведений и предусматривает: введение перспективного планирования и целенаправленную систематизацию учебного репертуара студентов; применение историко-стилевого анализа в процессе изучения фортепианных произведений; разработку практических форм контроля за формированием у будущих учителей музыки умений ее художественно-стилевой интерпретации.
Проверка результативности проведенной исследовательско-экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней фортепианной подготовки студентов экспериментальной и контрольной групп. Экспериментальным фактором выступила созданная структурно-компонентная модель фортепианной подготовки на основе историко-стилевого подхода.
Результаты проведенного исследования засвидетельствовали усовершенствование фортепианной подготовки будущих учителей музыки.
The basic maintenance of dissertation makes the scientific ground of pedagogical terms of improvement of fortepiannoi preparation of future teachers of music on the basis of istorico-stilvogo approach, which is interpreted as a sistemotvorchiy factor of the musical teaching of students.
A pedagogical model of the fortepiannogo teaching, the components of which form group round the istorico-stilovogo approach is developed.
It is created and experimentally tested the method of poetapnogo introduction of istorico-stilovogo approach, directed on the successive mastering by the students of stylish conformities to the law of music according to their evolutional becoming, activation of the independent stilevidpovidnogo thinking, his pedagogical projection.
As a result of research a role of pedagogical guidance is definite by the process of fortepiannoi preparation on the bases of istorico-stilovogo approach, his basic terms are exposed for the productive self-realization of students in the future professional activity.