Дисертаційне дослідження присвячено використанню в навчальному процесі з фізики її гуманітарних можливостей.
Розроблено модель гуманітаризації навчання фізики в загальноосвітній школі у вивченні оптичних явищ у 8-му і 11-му класах. В їх основу покладено такі компоненти: когнітивний, особистісний, діяльнісно-творчий, аксіологічний. Визначено основні напрямки роботи вчителя фізики у реалізації принципу гуманітаризації у навчанні. Виділено пріоритетні аспекти когнітивного компонента гуманітаризації навчання фізики: екологічний, емоційно-естетичний, історичний. Модель впроваджено в навчальний процес в експериментальних класах. Результати педагогічного експерименту статистично оброблено. Дослідження підтвердило гіпотезу про позитивний вплив на формування гуманістичної спрямованості особистості школяра та його інтерес до фізики і підвищення якості знань у дотримуванні систематичного підходу до організації гуманітаризації навчання.
В диссертации теоретически обоснована сущность гуманитаризации в обучении физике как одного из путей реализации общепедагогического принципа образования гуманизма. Гуманитаризация содержания образования выступает как отражение требований эпохи, как одна из сторон общего процесса развития, который охватывает все виды деятельности человека. Определены такие направления гуманитаризации обучения физике: развитие мышления учащихся и общеобразовательных умений как необходимой базы для осуществления познавательной деятельности; формирование научного мировоззрения через усвоение его ядра – научной картины мира; привлечение учащихся к приобретению опыта творческой деятельности; учет индивидуальных особенностей учащихся; развитие рефлексии как условие самореализации; политехнизм и профориентация как пути подготовки учащихся к трудовой деятельности; развитие гуманистических качеств на основе исторических фактов из жизни ученых; экологическое образование учащихся; развитие чувственной сферы через эстетическое воспитание учащихся; применение интерактивных методов обучения.
Создана модель гуманитаризации обучения физике при изучении оптических явлений в 8-х и 11-х классах общеобразовательной школы. Структура модели представляет собой две группы компонентов. Одна из них связана с содержанием информации, которую необходимо ввести в курс физики; другая имеет непосредственное отношение к организации процесса обучения. Компоненты: когнитивный – знания о природе, обществе, технике, человеке; деятельно-творческий – опыт осуществления известных способов деятельности интеллектуального характера; личностный – психологические особенности познавательных процессов учащихся (восприятие, наблюдательность, воображение, память, внимание) и их личностные качества (темперамент, воля, эмоциональность, способности, интеллект); аксиологический – опыт ценностного отношения к миру и людям.
В диссертации раскрыта сущность когнитивного и деятельно-творческого компонентов, которые непосредственно реализуются в процессе изучения физики, учитывая специфику предметной области познания физической науки и виды деятельности, к которым и привлекаются учащиеся. Аксиологический компонент гуманитаризации в обучении физике непосредственно не принимает участия в подготовке учащегося к жизни, однако на развитие моральных качеств и социальных норм поведения существенно влияет усвоение мировоззренческих знаний, элементов экологии, историзма, эстетики, а также развитие рефлексии, познавательных трудовых и коммуникативных умений.
В когнитивный компонент включены: мировоззренческие, экологические, политехнические, исторические знания, а также элементы эстетики, которые являются составляющими любой деятельности человека.
Разработано содержание экологического, исторического, эмоционально-эстетического аспектов разделов “Световые явления” (8-й класс), вопросов об оптических явлениях раздела “Электромагнитные волны” и „Квантовая физика” (11-й класс). Деятельностно-творческий компонент гуманитаризации включает такие виды деятельности в обучении: коммуникативную, трудовую, познавательную, творческую.
Выделение направлений реализации принципа гуманитаризации обучения физике позволило определить основные направления роботы учителя: переосмысление дополнения содержания физического образования, раскрытие гуманитарного потенциала физики; учет индивидуальных особенностей учащихся и развитие их творческих способностей; привлечение учащихся к таким видам деятельности, которые влияют на формирование в них высоких моральных качеств.
Разработанная модель гуманитаризации прошла апробацию в общеобразовательных школах Николаевской, Винницкой, Луганской областей.
Преподавание физики по экспериментальной модели дало ожидаемые результаты. В сознании как восьмиклассников, так и одинадцатиклассников произошли положительные сдвиги в сторону повышения у учащихся сформированности гуманистической направленности их характеров.
Достоверность полученных результатов доказана применением непараметрического статистического критерия Пирсона для больших выборок. Доказано влияние экспериментального материала об оптических явлениях на качество знаний учащихся путем ранговой корреляции между уровнями знаний учащихся и уровнями их гуманистической направленности.
Dissertation is devoted to research of the problem of usage of humanitarian possibilities of physics in the process of teaching it at secondary school. Model of humanitarization of teaching physics in the process of studying optical phenomena in the VIII-th and II-th forms of secondary school is worked out. It is based on cognitive, person-centered, activity-creative and axiological components. Main directions of physics teacher’s work in realization of humanitarian principles in teaching process are defined. Prior aspects of cognitive component of humanitarization of teaching physics are determined. They are: ecological, emotionally-aesthetic and historical aspects.
The research confirmed the hypothesis concerning positive influence of systematic approach to humanitarization of educational process on formation of humanistic inclination of schoolchildren’ personalities and their interest to learning physics. It also proved considerable increase of quality of schoolchildren’ knowledge of the subject.