В дисертації запропоновано науково обґрунтовану методику розвитку творчих компонент мислення старшокласників на уроках з деяких тем шкільного курсу математики при використанні комп’ютера. Проведено аналіз можливостей використання різноманітних засобів інформаційних технологій при навчанні математики в школі. Встановлено дидактичні умови і форми опосередкованої комп’ютером діяльності, які сприяють розвитку творчого мислення школярів.
В диссертации предложено научно обоснованную методику развития некоторых творческих компонентов мышления старшеклассников в процессе изучения определённых тем школьного курса математики с использованием компьютерной техники и апробированных в практике обучения программных продуктов из серии GRAN.
В работе изучена роль мышления, математических способностей, интуиции и фантазии применительно к процессу изучения школьной математики с компьютерным сопровождением, а также уточнены основные факторы воздействия информационно-сетевых технологий, компьютеризированных исследований и модельных экспериментов с математическими объектами на развитие творческого мышления старшеклассников.
В процессе исследования всесторонне изучены вопросы, связанные с природой и этапами творческой мыслительной деятельности, определены условия, мотивы и источники развития творческого мышления человека. В работе также рассмотрены социально-педагогические, личностные (психологические) и физиологические барьеры, возникающие на пути мыслительной деятельности; факторы и стимулы, улучшающие протекание творческого процесса; некоторые направления исследований и психологической диагностики, помогающие определить уровень развития творческих способностей и творческого мышления человека.
В диссертации предложены к рассмотрению разнообразные методы и приёмы активизации творческого мышления, определенные модификации которых в условиях изучения математики с использованием целесообразных компьютерно-ориентированных систем обучения могут стать мощным инструментом активизации творческой мыслительной деятельности старшеклассников.
Применение в процессе изучения школьной математики компьютерного сопровождения позволяет учителю дифференцированно подходить к обучению каждого старшеклассника, способствует созданию комфортных условий для развития интеллектуальных механизмов творческой деятельности учеников, для раскрытия их талантов и творческого потенциала. Использование компьютерной техники может способствовать перераспределению интеллектуальных усилий школьников в плане развития некоторых компонентов творческого мышления.
В ходе экспериментальной деятельности исследованы разнообразные типы компьютерных программ с точки зрения использования их в качестве дополнительных средств, способствующих развитию творческого мышления школьников на уроках математики.
В работе описана методика развития творческого мышления старшеклассников на уроках математики с использованием компьютерных программ из учебно-инструментальной серии GRAN (Жалдак М.И., Горошко Ю.В., Витюк А.В.). При этом по отдельности изложена методика изучения некоторых тем алгебры и начал анализа, школьной стереометрии с компьютерной поддержкой, а также рассмотрен ряд вопросов, касающихся компьютерного сопровождения факультативных и внеклассных занятий по математике в старшей школе.
Автором обоснован вывод о том, что использование в процессе изучения математики целесообразных компьютерно-ориентированных средств позволяет усовершенствовать механизмы активизации мыслительных процессов старшеклассников, способствует развитию внутренней диалогичности учеников, их геометрической интуиции, оригинальности, нешаблонности мышления, а также заложенных природой задатков и творческих способностей.
Особое внимание в работе уделено аспектам использования в практике школьного изучения математики исследовательских методов, компьюте¬ризированных брейнстормингов, методов открытий, лабораторно-исследо¬вательских, эвристических и проблемных методов обучения. Предложенная методика также опирается на проведение модельных экспериментов с математическими объектами, исследования некоторых математических фактов, проблем, на решение разнообразных интересных, творческих задач, заданий с прикладным содержанием, из повседневной практики, задач-загадок, задач-фантазий, задач-ловушек, софизмов и парадоксов.
In the thesis we suggest scientifically grounded methods of developing creative parts of thinking of senior pupils at the lessons as far as some topics of school course of mathematics are concerned with the help of computer. The possibilities of using various means of information technology in training mathematics at school are analyzed. The didactical conditions and forms of activities using computer, which promote the development of creative thinking of pupils are defined.