Дисертацію присвячено проблемі соціалізації підлітків в клубних об'єднаннях за місцем проживання, які розглядаються як соціальне мікросередовище, що сприяє успішній соціалізації підлітків. Здійснено теоретичний аналіз психолого-педагогічних, соціально-педагогічних концепцій стосовно проблеми соціалізації підлітків: окреслено основні функції клубного об’єднання за місцем проживання і розкрито їх зміст; визначено педагогічні принципи соціально-виховного процесу в умовах клубного об'єднання, його динаміку, зміст і форми.
Визначено шляхи і умови підвищення ефективності соціально-педагогічного впливу на формування особистісних якостей підлітків що сприяють успішній соціалізації. Розкрито особливості клубного об’єднання за місцем проживання як соціально-педагогічного середовища; виявленні умови та механізми, що сприяють підвищенню рівня соціалізації підлітків в клубних об'єднаннях за місцем проживання. Розроблено методику формування соціально-педагогічних знань керівників клубних об'єднань та комплекс навчально-методичних матеріалів для соціально-педагогічного забезпечення діяльності клубних об'єднань за місцем проживання.
Диссертация посвящена проблеме социализации подростков в клубных объединениях по месту жительства. Клубные объединения рассматриваются как социальная микросреда, которая способствует успешной социализации подростков. Осуществлено теоретический анализ психолого-педагогических, социально-педагогических концепций проблемы социализации подростков; определены основные функции клубного объединения по месту жительства и раскрыто содержание их деятельности; обоснованы педагогические принципы социально-воспитательного процесса в условиях клубного объединения, особенности динамики его содержания и форм. Приведен анализ бюджета свободного времени подростков и на его основе определены, как наиболее желаемые, два содержательных направления деятельности клубных объединений по месту жительства: спортивно-туристическое и художественно-эстетическое. Предложен анализ работы клубных объединений по месту жительства и результатов опросов педагогов-организаторов; определены наиболее заметные негативные проявления функционирования системы социально-воспитательной работы в клубных объединениях.
Рассмотрена методика педагогической оценки формирования отдельных качеств личности подростка, которые успешно развиваются в социализирующем процессе клубного объединения. Определены пути и условия повышения эффективности социально-педагогического влияния на формирование тех личностных качеств подростков, которые способствуют их успешной социализации. Разработанные рекомендации предложены в качестве ориентира для планирования и коррекции действий социальных педагогов и педагогов-организаторов подростковых клубов, обоснованной комплектации кружков, профильных секций, создания и организации работы разнообразных объединений по интересам, с целью индивидуализации социально-воспитательного процесса. Раскрыты особенности клубного объединения как социально-педагогической микросреды; определены условия и механизмы, которые способствуют повышению уровня социализации подростков. Разработана и апробирована методика формирования социально-педагогических знаний у руководителей клубных объединений; представлен обзор методики оценивания и формирования системы специальных знаний работников клубных объединений по месту жительства; формирования навыков организации содержательного досуга подростков путем включения их в разнообразные организационные формы клубной деятельности. Определены оптимальные возможности использования особенностей процесса социализации подростков в условиях клубного объединения по месту жительства; приведен анализ количественных и качественных результатов апробации предложенных методик в практику социально-педагогической деятельности. Разработаны рекомендации по внедрению комплекса учебно-методических материалов для социально-педагогического обеспечения деятельности клубного объединения по месту жительства.
This dissertation is concerned with the research into socializing problems of teenagers in united social clubs located in the corresponding residential areas and which are regarded as micro environment contributing to successful teenager socializing. Theoretical analysis of psychological and pedagogical, social and pedagogical conceptions on the teenager socializing problem have been carried out. The thesis focuses on the main functions and content of a united social club within the local area, pedagogical principles of social educational process in united clubs, its dynamics, content and forms.
The ways and conditions of effective social and pedagogical influence shaping teenager's personality and contributing to their successful socializing have been determined. The peculiarities of the united social clubs as forms of social and pedagogical environment located in the corresponding residential areas have been discovered. The conditions and mechanisms promoting the level of teenagers' socializing in the united social clubs within certain district are highlighted. The dissertation presents methods to form social and pedagogical knowledge of social club supervisors as well as a complex of teaching and methodical materials to provide the activity of the united social clubs located in the corresponding residential areas.