У дисертації вперше зроблено спробу на основі комплексного аналізу джерел та літератури об'єктивно проаналізувати політику радянської влади щодо православної церкви в Україні в 1921-1928 рр. З'ясовано ступінь дослідження проблеми в історичній науці. Розглянуто процес формування і діяльності різного роду державних органів влади, що займалися церковним питаннями, досліджені їх повноваження і компетенція, визначена роль в реалізації церковної політики. Окреслені основні напрямки антирелігійної політики, що її проводили органи радянської влади.
Висвітлено державно-церковні відносини як складову частину політичної історії держави, проаналізована законодавча база радянського керівництва в царині релігії та церкви в Україні. Відстежено процес становлення стосунків, що склалися між православною церквою та державою з приходом більшовиків до влади, з'ясована їх специфіка в 1920-х рр. Визначені причини загострення конфлікту між владними структурами і церквою після вилучення церковних цінностей. Проаналізовані зміни в соціально-економічному становищі православної церкви в Україні.
Диссертация посвящена комплексному анализу особенностей правительственной политики советской власти по отношению к православной церкви в Украине в период 1921-1928 гг.
Исследование написано на основе анализа разнообразных иссточников, научных монографий и материалов советской периодической печати тех годов. В диссертации раскрыты предпосылки и основне этапы политики советской власти по отношению к православной церкви в Украине. Сделан вывод о недостаточной степени исследования проблемы в исторической науке. В украинской историографии отсутствует комплексное исследование политики органов советской власти по отношению к православной церкви в этот период. Введение в историческую науку широкого круга источников, которые были недоступны в связи с их строгой секретностью, позволило утверждать о необходимости изменить существующий в научной литературе взгляд на церковно-государственные отношения в Украине в 1921-1928 гг.
Утверждение советской власти в Украине привело к восстановлению такой модели государственно-церковных отношений, при которых законодательно был закреплён принцип отделения церкви от государства, но на практике государство активно продолжало вмешиваться в дела церкви. Воплощение в жизнь методов социалистической справедливости в советской Украине, стремление обезоружить духовного оппонента, очень скоро переросло в идеологический курс по его ликвидации как врага.
Антирелигиозная политика, которую приводили органы советской власти, проводилась в нескольких направлениях. Был взят курс на уничтожение экономической базы церкви, проведении раскольнической деятельности внутри православной церкви, а также аресты и преследования священников. Кроме того, в Украине на протяжении исследуемого периода было закрыто, а нередко уничтожено около 80 % православных храмов. Антирелигиозная политика советской власти в отношении православной церкви в Украине имела свои подъемы и спады. С 1921 по 1924 год чётко прослеживается целенаправленная атака на церковь и священнослужителей, со второй половины 1924 г. была изменена тактика антирелигиозной борьбы, когда на смену террору и лишению гражданских прав приходит антирелигиозная пропаганда, направленная непосредственно на широкие народные массы. Этот процесс продолжался до 1928 г., когда стали возвращаться к старым методам ведения борьбы с религией и церковью.
Государственно-церковные отношения 1920-х гг. отображены через ракурс антирелигиозных мер органов советской власти. В декретах, циркулярах и инструкциях органы советской власти ставили перед собой задание искоренить из сознания широких народных масс религиозные суждения методом запрещения религиозным общинам проведение регистрации актов гражданского состояния и смерти, запрета преподавания религиозных учений в школах и других учебных заведениях. В государстве все привилегии религиозных общин и православной церкви отменялись. Представителями руководящего состава советской власти на государственном уровне был выработан целый ряд антирелигиозных мер, направленных на уничтожение православной церкви в Украине.
Исследование проблемы политики советской власти по отношению к православной церкви в Украине даёт возможность опровергнуть тезис о том, что святые отцы были против помощи голодающим. Они только защищали церковные ценности от изъятия в фонд помощи голодающим. Изъятие было верно рассчитанным ходом. Православная церковь в Украине к средине 1922 г. лишилась всех своих сокровищ, которые большей степенью имели духовную, нежели материальную ценность.
Деятельность советских органов власти, которые имели определённые полномочия в сфере решения церковных вопросов, имела свои особенности. Ввиду того, что Украина большей своей частью аграрная страна, основная часть населения которой в 1920-е гг. проживала в сёлах, антирелигиозная пропаганда там проводилась с особой осторожностью, без спешки. Это привело к тому, что молодое подрастающее поколение имело ярко выраженные атеистические черты.
In course of subject thesis for the first time it was made an attempt to study impartially and profoundly the Soviet regime authorities’ policy regarding Orthodox Church in Ukraine during the period of 1921-1928 on the basis of complex analysis of various sources and literature. It was ascertained the degree of the problem analysis in the historical science. There was examined the process of forming and functioning of various state government bodies, engaged in church issues, studied their powers and competence, established their role in implementation of the church policy. There were determined the main directions of antireligious policy, pursued by the soviet government bodies.
The relations state-church are illustrated as a constituent of the state political history, the legislative base of the soviet power is analyzed in the scope of church and religion in Ukraine. The formation process of relations between Orthodox Church and the State with coming of the Bolsheviks to power is traced, their specific character in the 1920 is elucidated. The reasons of the conflict escalation between power structures and the church after seizure of the church values are fixed. Changes in social and economical situation of the Orthodox Church in Ukraine are analyzed.