У роботі представлено теоретичне та емпіричне вирішення проблеми особливостей переживання суб'єктом юнацької кризи. Розгляд цієї проблеми в межах теорій психічного розвитку розкрив процесуально-формальний аспект зростання дитини, в якому не відображена роль останньої як суб‘єкту життя. Застосування цієї категорії по відношенню до юнацького віку призвело наше дослідження до виділення суб‘єктного аспекту переживання юнацької кризи, визначення якого було здійснено в категоріях екзистенціальної психології. Аналіз “суб‘єктного аспекту переживання юнацької кризи” дозволив нам вийти на явище первинної екзистенціальної інтеграції, як свідоме смисложиттєве самовизначення суб’єкта, яке він здійснює вперше у своєму житті. Дослідження особливостей представленості у свідомості суб’єкта юнацького віку глибинно-сутнісних, екзистенціальних переживань призвело до розробки моделі здійс¬нення первинної екзистенціальної інтеграції. Модель була використана в емпіричному дослідженні для розкриття екзистенціального змісту суб’єктного аспекту юнацької кризи та конкретизації чинників здійснення первинної екзистенціальної інтеграції суб'єкта.
В работе представлено теоретическое и эмпирическое решение проблемы особенностей переживания субъектом юношеского кризиса. Анализ юношеского периода жизненного пути человека показал, что этот возраст, завершая переход от детства к взрослости, является сенситивным в процессе становления смысложизненных ориентиров. Осуществление смысложизненного самоопределения невозможно вне проявления субъектности человека.
Рассмотрение концепций психического развития и теорий жизненного пути позволило нам выделить субъектный аспект взросления: каким образом юно¬ша, как субъект жизни, влияет на свое мировоззренческое становление, и как он переживает неоформленность собственных смысложизненных ориентиров.
Для определения субъектного аспекта взросления нами были проанализированы разнообразные исследования нормативных и ненормативных кризисов. Содержательное определение субъектного аспекта юношеского периода, осуществленное в категориях экзистенциальной философии и экзис¬тен¬циальной психологии, позволило обозначить его (аспект), как осознание субъектом сути своей экзистенции, которая актуализируется во внутреннем мире человека в виде экзистенциальных переживаний еще в раннем детстве. В юношеском возрасте эти переживания интегрируются (на основе способности субъекта к самоосознанию) в целостную картину смысложизненного самоопределения – происходит первичная экзистенциальная интеграция.
Разработке модели первичной экзистенциальной интеграции субъекта предшествовал теоретический анализ ее основных компонентов: уровней самоосознания, сфер жизнедеятельности и непосредственно этапов осуществления процесса интеграции знания о себе. Данная модель легла в основу интерпретационной схемы эмпирического исследования.
Изучение представленности во внутреннем мире субъекта переживаний экзистенциального содержания показало, что переживание субъектом юношеского кризиса характеризуются следующими особенностями (проявление экзистенциального содержания на уровне психической организации субъекта):
1) потребности, которые становятся актуальными в юношеском возрасте, приобретают для субъекта смысложизненную значимость;
2) процесс удовлетворения этих значимых потребностей сопровождается сущностными чувствами страха, веры и обиды;
3) способ удовлетворения смысложизненных потребностей становится способом существования субъекта вообще.
Осуществление субъектом первичной экзистенциальной интеграции обусловлено:
1) ростом уровня самоосознания, который не зависит от постепенного, связанного с возрастом, прироста в опыте;
2) отсутствием у субъекта состояния внутреннего покоя и беззаботности (детские и подростковые разочарования оказались катализаторами для сущностного понимания своей жизни);
3) мотивированностью юноши именно в действенной и успешной реализации своих планов и мечтаний;
4) наличием активных действий субъекта, однако таких, которые по своему характеру являются адаптивными, гармоничными, неагрессивными по отношению к миру и к людям.
Основной особенностью в переживании субъектом юношеского кризиса выступил тот факт, что, несмотря на положительную динамику в осуществлении первичной экзистенциальной интеграции на протяжении юношеского периода, две трети наших исследуемых на момент исследования находились на разных стадиях поиска смысложизненных ориентиров. Иначе говоря, по своему субъектному смыслу, молодые люди пережили во время своего юношеского взросления экзистенциальный кризис, как отсутствие в своей жизни смысложизненных ориентиров (что есть основным симптомом экзистенциального кризиса).
The theoretical and empirical solution of the youth crisis experiencing by the subject was presented in this dissertation. The consideration of this problem within limits of the theories of the psychic development revealed the growth of the child from the process-formal point of view without representing the child as the subject of the life. The implication of this category in respect to the youth age led our analysis to the determination of the subject aspect of the youth crisis experiencing. The definition of this aspect was determined in the categories of the existential psychology. The analysis of the subject aspect of the youth crisis experiencing allowed to distinguish the first existential integration. It conditioned for formulating its content as the conscious self-determination of the subject that he realised in his life. The research of the existential experience’s representation into the subject’s consciousness led to the building of the model of the first existential integration. This model was used to the empirical research for the discovery of the existential content of the youth crisis’s experiencing and for the concrete realisation of the existential integration by the subject.