Дисертація присвячена проблемі формування позитивного, особистісно орієнтованого ставлення майбутніх учителів до оточуючих як передумови становлення індивідуального стилю педагогічного спілкування. На основі поєднання двох параметрів: “домінантність - підкореність” та “дружелюбність – агресивність” виділено п’ять узагальнених типів ставлення до оточуючих (домінантно-дружелюбний, м’який; домінантно-дружелюбний, жорсткий; домінантно-агресивний, підкорено-дружелюбний; підкорено-агресивний). Обґрунтовано та виділено особистісні детермінанти стильових особливостей спілкування майбутніх педагогів: самооцінка (як компонент Я-концепції особистості), рівень самоактуалізації особистості та особистісна зрілість. Розроблено та апробовано програму формування позитивного ставлення студентів до оточуючих через гармонізацію Я-концепції особистості майбутніх учителів, активізацію процесів їх самоактуалізації та підвищення рівня особистісної зрілості.
Результати дослідження можуть бути використані в процесі підготовки майбутніх педагогів до професійної діяльності.
Диссертация посвящена проблеме формирования положительного, личностно-ориентированного отношения будущих учителей к окружающим как условия становления индивидуального стиля педагогического общения.
В диссертационном исследовании представлены анализ и обобщение научных подходов к изучению стиля общения и стиля педагогического общения, на основе которых раскрыта сущность понятия “стиль педагогического общения”, подходы к его классификации, особенности детерминации, его роль в эффективности организации профессиональной педагогической деятельности учителя.
В психолого-педагогической литературе сформировались два подхода к определению стилей общения и стилей педагогического общения: личностный и ситуационный.
Личностный подход связан с описанием и углубленным анализом типологически отличных стилей общения, построением их классификаций, изучением личностных детерминант. В рамках этого подхода стиль общения определяется как индивидуально-стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия.
Ситуационный подход смещает акцент в объяснении особенностей общения индивида с его личностных характеристик на внешние обстоятельства, особенности ситуации: поведение партнера по общению, взаимоотношения, которые сложились между субъектами взаимодействия, характер решаемых задач.
Стиль педагогического общения рассматривается нами не только как совокупность присущих учителю устойчивых, стабильных во времени и трансситуационных способов коммуникативного поведения, но и как его личностное приобретение, являющееся результатом его самоопределения и самоактуализации. Такое понимание стиля педагогического общения дает возможность говорить о формировании его отдельных компонентов не только в процессе профессиональной деятельности учителя, но уже и во время профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Речь идет при этом не собственно о стиле педагогического общения, а о склонности к определенному стилю, поскольку стиль педагогического общения может проявляться только при условии включения личности в профессионально-педагогическую деятельность.
Выделены типы отношения будущих педагогов к окружающим как предпосылка формирования в дальнейшем стиля педагогического общения (доминантно-дружелюбный, мягкий; доминантно-дружелюбный, жесткий; доминантно-агрессивный; подчиненно-дружелюбный; подчиненно-агрессивный). Доминантно-дружелюбный, мягкий тип отношения к окружающим рассматривается как наиболее продуктивный, на основе которого может сформироваться эффективный индивидуальный стиль педагогического общения, поскольку сочетает в себе дружелюбное отношение к окружающим с требовательностью, умением отстоять своё мнение, склонностью к лидерству. Все другие выделенные типы отношения к окружающим являются непродуктивными, так как характеризуются диспропорциями в проявлениях показателей доминирования и дружелюбия.
Обнаружена взаимосвязь между типами отношения студентов к окружающим и их интегральными личностными образованиями: самооценкой (как компонентом Я-концепции личности), уровнем самоактуализации личности и личностной зрелостью. Продуктивному типу отношения к окружающим соответствует более высокий уровень самоактуализации и личностной зрелости и адекватно высокая самооценка.
Разработана программа формирования положительного, личностно-ориентированного отношения будущих учителей к окружающим посредством коррекции их интегральных личностных образований. Робота проходила в рамках активной групповой формы организации обучения, построенного по принципам социально-психологического тренинга.
В результате формирующего эксперимента у студентов произошла гармонизация Я-концепции личности, которая проявилась в смещении самооценки в сторону адекватности; активизировались процессы самоактуализации личности, и повысился уровень личностной зрелости. Изменения во внутренней, личностной сфере привели к трансформации внешних, поведенческих проявлений стилевых особенностей общения будущих учителей: значительное число студентов переориентировалось на доминантно-дружелюбный, мягкий тип отношения к окружающим, который характеризуется гармоничным сочетанием параметров доминирования и дружелюбия.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности подготовки будущих учителей к профессионально-коммуникативной деятельности.
The purpose of this study was to examine the problem of forming positive, personally-oriented attitude toward others as the condition of formation of individual pedagogical communication style of future teachers.
Based on the integration of two parameters: “domination – submission” and “amicability – aggression,” the researcher determined five generalized types of attitude toward others: dominant-amicable – gentle; dominant-amicable – tough; dominant-aggressive; submissive-amicable; and submissive-aggressive. Also, the researcher specified and substantiated personal determinants of the stylistic features of communication of future teachers, including: self-appraisal (as the component of personal Me-conception); level of self-actualization, and personal maturity. The researcher developed the program of forming students’ positive attitude toward others through harmonization of Me-conception of future teachers, activation of the processes of their self-actualization, and increasing of the level of their personal maturity.
The results of this study can be used for professional preparation of future teachers.