У дисертації обґрунтовані теоретико-методичні засади використання дидактичних засобів з фізики в процесі корекційно-розвиткового навчання учнів із затримкою психічного розвитку в школах і класах інтенсивної педагогічної корекції.
Встановлено, що ефективність і результативність навчання фізики учнів із затримкою психічного розвитку в школах і класах інтенсивної педагогічної корекції підвищується, якщо використовується система дидактичних засобів та реалізується діяльнісний підхід у процесі корекційно-розвиткового навчання, тому що саме це сприяє корекції загального розвитку учнів, їх особистому становленню, зростанню життєвої та соціальної компетентності.
Основні результати дослідження впроваджені в процес навчання фізики учнів спеціальних загальноосвітніх шкіл і класів інтенсивної педагогічної корекції (для учнів із затримкою психічного розвитку). Навчальна програма з фізики, підручники та збірник задач для 7-9 класів, методичні рекомендації для вчителів, створені автором дослідження, використовуються в процесі корекційно-розвиткового навчання в спеціальних загальноосвітніх школах і класах інтенсивної педагогічної корекції України.
В диссертации обоснованы теоретико-методические основы использования дидактических средств по физике в процессе корекционно-развивающего обучения учащихся с задержкой психического развития в школах и классах интенсивной педагогической коррекции.
Актуальность данной проблемы обусловлена социальным запросом относительно направления коррекционно-розвивающего обучения и воспитания в личностное русло, повышением результативности обучения физике в 7-9 классах специальных общеобразовательных школ интенсивной педагогической коррекции, обеспечением коррекции общего и физического развития учеников; возможностью совершенствовать методические системы обучения физике за счет расширения границ межотраслевого анализа и синтеза; привлечением достояния психологии, педагогики и дидактики к анализу хода и результатов обучения; отсутствием целеустремленных исследований в теории и методике обучения физике учащихся с задержкой психического развития; несформированностью единственных, методически обусловленных позиций относительно назначения, содержания, строения, места и особенностей физического компонента школьного образования; необходимостью разработки теоретического и методического оснащения проблемы использования системы дидактических средств и деятельного подхода в обучении физике учащихся с задержкой психического развития.
В основу исследования была положена рабочая гипотеза о том, что эффективность и результативность обучения физике учащихся с задержкой психического развития в школах и классах интенсивной педагогической коррекции значительно повысятся, если будет использоваться система дидактических средств и реализован деятельный подход в процессе корекционно-развивающего обучения, потому что именно это способствует коррекции общего развития учащихся, их личностному становлению, росту жизненной и социальной компетентности.
В результате исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлено состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе, которое показало, что проблема практически не решалась. Поэтому был определен и уточнен понятийно-методологический аппарат исследования с целью внедрения его в методику обучения физике учащихся с задержкой психического развития.
2. Разработана пробная программа по физике (1996 г.), по которой проводилось обучение в экспериментальных школах интенсивной педагогической коррекции, и выявлены возможности усвоения учащимися с задержкой психического развития (7-9 классы) знаний, умений и навыков, предусмотренных данной программой.
3. Раскрыты содержание и функции физического компонента образования в специальных общеобразовательных школах и классах интенсивной педагогической коррекции. Разработан проект государственных требований к общеобразовательной подготовке учащихся с задержкой психического развития.
4. Разработана и научно обоснована концепция системы дидактических средств и деятельный подход в обучении физике учащихся с задержкой психического развития.
5. Разработана на основе экспериментального обучения программа по физике (2002 г.) для специальных общеобразовательных школ и классов интенсивной педагогической коррекции и методические рекомендации по ее реализации.
6. Созданы учебники “Физика. 7 класс”, “Физика. 8 класс”, “Физика. 9 класс” и “Сборник задач по физике” для учащихся 7-9 классов школ и классов интенсивной педагогической коррекции, по которым ведется обучение учащихся, начиная с 2001 года.
7. Создана система дидактических средств по физике, включающая демонстрационный эксперимент: демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы и опыты, работы физического практикума, экспериментальные задачи; аудиовизуальные средства: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, грамзаписи, магнитные записи, педагогические программные средства; печатно-графические средства: таблицы, картины, учебники, сборники задач, хрестоматии, справочники, научно-популярная литература, фотографии и др. для школ и классов интенсивной педагогической коррекции.
8. Разработана теория и методика обучения физике учащихся с задержкой психического развития в школах и классах интенсивной педагогической коррекции.
9. Экспериментально проверена результативность и эффективность предлагаемой системы дидактических средств в обучении физике в специальных общеобразовательных школах и классах интенсивной педагогической коррекции Винницкой, Херсонской, Черкасской областей и города Киева.
10. Установлено, что предложенный путь реализации потенциальных возможностей включения системы дидактических средств, направленной на повышение познавательной активности учащихся, является продуктивным.
Основные результаты исследования внедрены в процесс обучения физике учащихся специальных общеобразовательных школ и классов интенсивной педагогической коррекции (для учащихся с задержкой психического развития). Учебная программа по физике, учебники и сборник задач для 7-9 классов, методические рекомендации для учителей, созданные автором исследования, используются в процессе коррекционно-развивающего обучения в специальных общеобразовательных школах и классах интенсивной педагогической коррекции Украины.
In dissertation theory-methodical bases of the use of didactic facilities from physics in the process of the correction-development teaching for students with time-lagged psychical development is grounded at intensive pedagogical correction school and classes. It is set, that efficiency and effectiveness of teaching of physics for students with time-lagged psychical development rises at intensive pedagogical correction school and classes, if the system of didactic facilities is used and active approach in the process of the correction-development teaching will be realized, because exactly it is instrumental in correction of common development of students, their personal becoming, to growth of vital and social competence. Basic results of research are inculcated in a process teaching of physics for students of the special general schools and classes of intensive pedagogical correction (for students with time-lagged psychical development). On-line tutorial from physics, textbooks and collection of tasks for 7-9 classes, methodical recommendations for teachers are created by a research author and are used in the process of the correction-development teaching at the special general school and classes of intensive pedagogical correction.