Дисертація присвячена розробці та апробації методики музично-теоретичної підготовки майбутніх учителів музики на історико-стильовій основі. Доведено, що ефективність музично-теоретичної підготовки педагогів-музикантів підвищиться за умови переведення її на історико-стильову основу шляхом об’єднання музично-теоретичних дисциплін (сольфеджіо, гармонії та поліфонії) в інтегрований курс, що забезпечує комплексне вивчення виразових засобів музики відповідно до їх еволюції та сприяє формуванню в студентів уміння орієнтуватися в історико-стильових процесах музики. У дисертації розкрито сутність уміння орієнтуватися в історико-стильових процесах музики, конкретизовано його структуру. Обґрунтовано принципи та методи, педагогічні умови та модель музично-теоретичного навчання майбутніх учителів музики в історико-стильовому ракурсі. Розроблено та застосовано в педагогічному експерименті систему критеріїв, показників та визначено рівні сформованості вміння орієнтуватися в історико-стильових процесах музики.
Научный труд посвящён разработке и апробации методики музыкально-теоретической подготовки будущих учителей музыки на историко-стилевой основе. На базе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих исследований произведён анализ специфики деятельности педагогов-музыкантов в контексте научных современных подходов, исследованы теоретико-методические основы стилевого воспитания в музыкально-образовательной теории и практике, обосновано использование комплексного подхода как одного из оптимальных способов переведения музыкально-теоретической подготовки учителей музыки на историко-стилевую основу, проанализирована вариативная модель интегрированного музыкально-теоретического курса.
В диссертационном исследовании рассматривается сущность умения ориентироваться в историко-стилевых процессах музыки как способность свободного оперирования музыкально-стилевыми знаниями и слуховыми представлениями в процессе аналитико-мыслительной деятельности и практически-творческой работы будущих учителей музыки. Структурными элементами данного умения являются: мотивационно-потребностный (осмысление значимости владения данным умением); когнитивно-теоретический (историко-стилевые знания); слухо-перцептивный (стилевой музыкальный слух); мыслительно-операционный (стилевое музыкальное мышление); креативно-коммуникативный (коммуникативные и творческие умения и навыки в историко-стилевом аспекте).
В процессе исследования было выявлено, что решением проблемы переведения музыкально-теоретической подготовки на историко-стилевую основу является объединение музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, гармонии и полифонии) в интегрированный курс. Эффективность данного нововведения обеспечивается методической оснащенностью, которая базируется на конкретных принципах: принцип комплексного подхода к процессу освоения учебного материала музыкально-теоретических дисциплин; принцип вариативности музыкально-теоретической подготовки на историко-стилевой основе; принцип подкрепления историко-стилевых знаний студентов музыкально-слуховым восприятием; принцип подчиненности хронологического аспекта изучения учебного материала структурно-логическому замыслу.
Внедрение в учебную практику данных принципов требовало соблюдения таких педагогических условий: ориентация музыкально-теоретического обучения на комплексно-синтетический базис (синтез теоретического, исполнительского и композиторского видов деятельности, синтез теоретического, слухового и практического компонентов внутри каждого вида деятельности); расширение сферы самостоятельно-поисковой работы будущих учителей музыки в процессе овладения материалом интегрированного музыкально-теоретического курса на историко-стилевой основе; использование дифференцированного подхода к оцениванию творческих работ студентов в историко-стилевом аспекте.
Экспериментально доказывается, что оптимизацию музыкально-теоретической подготовки учителей музыки согласно требованиям их будущей профессиональной деятельности обеспечивает педагогическая модель, которая состоит из таких структурных компонентов: мотивационно-потребностного (направляет на заинтересованность деятельностью, понимание и осознание важности достижения конечного результата); когнитивно-теоретического (предусматривает приобретение фундаментальных знаний в историко-стилевом ракурсе); слухо-перцептивного (требует подкрепления теоретических знаний слуховой опорой); мыслительно-операционного (ориентирует на формирование аналитических умений); креативно-коммуникативного (устремляет на овладение коммуникативными и творческими навыками и умениями).
Формирование умения ориентироваться в историко-стилевых процессах музыки осуществлялось на протяжении трёх этапов: подготовительного (повторение и закрепление элементарно-теоретических знаний, умений и навыков), классического (овладение студентами нормами классического голосоведения) и хронологического (приобретение студентами музыкально-теоретических знаний, умений и навыков в историко-стилевом аспекте). Достижение целей и решение задач всех названых этапов требовало использования совокупности таких методов и приёмов: репродуктивного, исследовательского, креативного, практических упражнений, мотивации и стимуляции обучения, опоры на национальное музыкальное искусство, комплексности при формировании практических навыков, овладения азами композиции, проблемно-перцептивных заданий, “фронтального” погружения в эпоху, соблюдения сквозного стилевого стержня – школьной песни, взаимообучения, нормотворчества, контроля и самоконтроля.
Анализ результатов исследования позволил констатировать позитивные сдвиги в формировании умения ориентироваться в историко-стилевых процессах музыки у студентов экспериментальных групп, что служит прямым доказательством эффективности предложенной методики.
The scientific work is devoted to working out and approval of musical and theoretical methods of future music teachers training on the historical style basis. It is proved that effectiveness of musical and theoretical training of pedagogics musicians will increase on condition of unification of musical and theoretical subjects such as solfeggio, harmony and polyphony into integrative course on the historical and style basis that’ll insure the combined expressive means of studying according their evolution and will help the students to form the skill to find the ways at historical style process of music. In the thesis it’s made more accurate the concept: “to find the ways at historical style process of music”; it’s concretized its structure. It’s motivated the principles and methods, pedagogical condition and the model of musical and theoretical training of future music teachers at historical style foreshortening. It’s worked out the system of criteria, indicators and determined the level of skill to be good at historical style of music process.