Дисертацію присвячено питанням формування основ інформаційної культури майбутніх учителів початкової школи засобами НІТ, а також готовності до впровадження ними комп’ютерно-орієнтованого навчання в початкову школу. Роботу виконано з урахуванням психолого-педагогічних основ управління навчально-пізнавальною діяльністю студентів, сучасних вимог до інформатизації освіти, нових інформаційних технологій навчання, інформаційної культури педагога. У дослідження розв’язані завдання по розробці окремих компонентів методичної системи навчання інформаційних технологій майбутніх учителів початкової школи: описані особливості навчання комп’ютерних дисциплін, пропоновані інновації для активізації навчально-пізнавальної діяльності студентів; детально розглянуті напрямки використання комп’ютера майбутніми вчителями початкової школи як універсального дидактичного засобу навчання при підготовці друкованих дидактичних матеріалів, мультимедійних навчальних презентацій, а також при виборі існуючих ППЗ.
Диссертация посвящена вопросам формирования основ информационной культуры будущих учителей начальной школы средствами НИТ, а также готовности к внедрению ними компьютерно-ориентированного обучения в начальную школу. Исследование выполнено с учётом психолого-педагогических и методико-дидактических закономерностей управления учебно-познавательной деятельностью студентов в педагогических высших учебных заведениях.
В работе рассмотрено понимание сути информатизации, использования новых информационных технологий в образовании, информационной культуры педагога. Подчеркивается важность формирования основ информационной культуры будущих учителей начальной школы, которое должно происходить во время их обучения в ВУЗе в направлении применения информационных технологий для внедрения таких методик и педагогических технологий в начальную школу, которые базируются на компьютерно-ориентированных средствах обучения.
Проведен анализ психолого-педагогических и санитарно-гигиенических условий использования средств НИТ в начальной школе. Переход к информационному обществу приводит к обновлению содержания, средств и технологий обучения в начальной школе. Прежде всего, введение компьютерно-ориентированных средств обучения в начальную школу должно быть обеспечено соответствующей профессиональной подготовкой будущих учителей, которая направлена на ознакомление их с новыми формами усвоения знаний, современными средствами накопления и предъявления учебного материала. Это требует модернизации организации обучения информационных технологий в педагогическом ВУЗе для профессионального возрастания и адаптации учителя в условиях информатизации образования.
В диссертации раскрывается специфика используемых концепций и дидактических принципов обучения, решены задачи по разработке отдельных компонентов методической системы обучения информационных технологий будущих учителей начальной школы: описаны особенности обучения компьютерных дисциплин, предлагаемые инновации для активизации учебно-познавательной деятельности студентов; детально рассмотрены направления использования компьютера будущими учителями начальной школы как универсального дидактического средства обучения при подготовке печатных дидактических материалов, мультимедийных учебных презентаций, а также при выборе существующих ППС.
Также необходимо подчеркнуть, что важным компонентом предлагаемой методики использования компьютера как универсального дидактического средства обучения будущими учителями начальной школы является накопление банка данных дидактических материалов для дальнейшего их предъявления в печатном виде или с экрана компьютера.
Проведенный педагогический эксперимент дал возможность исследовать реальное состояние информационной подготовки будущих учителей начальной школы, осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики обучения информационных технологий соответственно сформулированным критериям: личностно-мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивно-оценочного в их взаимосвязи. Для анализа, обработки и обобщения экспериментальных материалов использовались табличные и графические формы отображения данных.
Dissertation is devoted to the questions of formation of the Basis of the Information Culture of Future Elementary School Teachers by Information Technologies Scientific methods, as well as the readiness for implementing by them computer-oriented studying to Elementary School.
The work is conducted with taking into account the psychological and pedagogical fundamentals of Management of students’ educational-cognitive activity, contemporary requirements to informatizing of education, new information technologies of education, teachers’ information culture. There were solved tasks in working out separate components of methodical system of Information Systems teaching for future Elementary School teachers: there were described peculiarities of Computing teaching, there were offered innovations for students’ educational-cognitive activities energization; there were considered in details tendencies of computer using by future Elementary School teachers, as multi-purpose didactical method of education in preparing printed didactical materials, multimedia education presentations and in choosing existing Applied Program Supplies.