У дисертації описано систему методичної роботи над ономастичним матеріалом у початковій школі на уроках рідної мови за розробленою автором експериментально-дослідною програмою навчально-пізнавальної активності молодших школярів, яка містить структурні компоненти, умови розвитку, педагогічні дії, види навчально-пізнавальної діяльності та їхнє навчально-виховне призначення. Досліджено можливості розвитку навчально-пізнавальної активності через зміст навчання, схарактеризовано організаційні форми і методи навчального процесу. З’ясовано умови педагогічного стимулювання навчально-пізнавальної активності молодших школярів на реально розробленій системі дидактичного матеріалу. Визначено вплив ономастичного матеріалу на рівні розвитку навчально-пізнавальної активності та на підвищення результативності навчання молодших школярів у цілому.
Дослідження дає конкретний матеріал для подальшого вдосконалення навчально-виховного процесу в початковій школі з перспективою продовження роботи у 5-8 класах.
Проблема развития учебно-познавательной активности в процессе формирования личности младшего школьника не может быть решена без постоянного внимания к словарной работе в связи с той важной ролью, которую имеет лексика в коммуникативно направленном изучении родного языка.
Результаты экспериментально-исследовательской работы свидетельствуют, что развитие познавательной активности на уроках украинского языка будет возможным, если учебная деятельность захватывает внутренний мир школьника, а указанная проблема рассматривается как дидактическая и воспитательная. Успех в этом направлении зависит от: а) наличия у детей и учителя положительного отношения к учебному предмету; б) умения школьников ставить вопросы, направленные на выявление и понимание глубин изучаемого материала; в) сформированности в учеников внутреннего желания дополнять и уточнять ответы товарищей; г) стремление детей заниматься изучением предмета в свободное от уроков время и целесообразных мотивов обучение; д) действенного отношения к процессу усвоения знаний; е) учебных возможностей школьников; ж) оптимального сочетания приемов и методов, отобранных учителем для эффективного развития познавательной деятельности; з) обеспечения единства рационального и эмоционального в учебной деятельности и правильного педагогического руководства процессами познание учеников на уроках родного языка.
Экспериментальное обучение на уроках украинского языка, направленное на развитие познавательной активности учеников младшего школьного возраста, подтвердило необходимость и возможность, рядом с использованием основного содержания обучения, вводить в учебный процесс целенаправленную систему дидактического материала с использованием ономастического материала, проблемно-познавательные задачи, локальный материал, иллюстративные тематические ребусы, этимологические мини-словари, толковые словари ономастических групп лексики для развития творческих способностей учеников, отрывки с художественных произведений, насыщенные ономастической лексикой.
Развитие познавательной активности будет более результативным, если в учебном процессе познавательные задачи проблемного характера использовать систематически и целенаправленно, если осуществлять тесный и плавный переход от выполнения репродуктивных задач к выполнению проблемных с уместным использованием наглядности, а также дидактических игр, которые положительно влияют на воспитание волевых усилий младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа убеждает в том, что высокая организация учебной деятельности и педагогических действий учителя, направленных на развитие познавательной активности учеников, дает плодотворные результаты при условии, если в школьников постоянно поддерживается интерес к обучению, ведется целенаправленная работа над формированием внутренней познавательной потребности, стимулируются в процессе обучения нравственно-эмоциональные качества личности, совершенствуются учебные возможности. Такой подход помогает обнаружить в учеников младшего школьного возраста потенциальные возможности, заложенные у каждого ребенка самой природой, и найти пути их развития.
Развитие познавательной активности в учеников 1-4 классов прежде всего зависит от объединения рационального и эмоционального в учебном процессе с опорой на оптимальное соотношение его с творческими возможностями школьников; от усовершенствования разнообразных форм работы на уроке в организации учебной деятельности; от методов и приемов, которые обеспечивают взаимопроникновение системы знаний и практических умений.
Исследование не исчерпало всех аспектов затронутой проблемы. Как объект изучения, заслуживает внимания организация внеклассной работы с ономастиконом. Перспективным, по нашему мнению, есть исследование преемственности относительно целенаправленного изучения ономастического материала на уроках языка в средних и старших классах. С этой целью в диссертации подан, кроме дидактической системы дополнительного содержания обучения для начальных классов с использованием ономастического материала, толковый ономастический словарь, рекомендованный учителям 5-8 классов для интегрирования уроков языка, истории, географии. На дальнейшее изучение ждет и такая проблема, как ономастическая подготовка учителя начальных классов.
The dissertation describes the system of methodical work on onomastic material at the elementary school at the lessons of the native language according to the experimental and research program of educational-cognitive activity of junior schoolchildren developed by the author which includes structural components, conditions of development, pedagogical acts, kinds of educational-cognitive activities and their educational purpose. It researches the opportunities for educational-cognitive activity development through the contents of training and characterizes organizational forms and methods of educational process. The given research work defines the conditions of pedagogical stimulation of educational-cognitive activity of junior schoolchildren according to the really developed system of didactic material. It also determines the influence of onomastic material on the level of development of educational-cognitive activity and on the increase of productivity of junior schoolchildren training as a whole.
The research provides concrete material for the further improvement of educational process in an elementary school with the prospect of continuation of work in 5th-8th forms.