Дисертація присвячена вивченню соціальних та індивідуально-психологічних особливостей прояву агресії у підлітковому віці.
Дослідження показало, що прояви агресії у підлітковому віці представлені на трьох рівнях: високому, середньому та низькому при домінуванні високого. Встановлено, що цей рівень агресії підлітків 12-13 років взаємопов’язаний з такими індивідуально-психологічними особливостями, як: збуджена та демонстративна акцентуації на фоні гіпертимності; застрягаюча та екзальтована – в поєднанні з циклотимними та тривожними рисами; неадекватність самооцінки; емоційна неврівноваженість; прагматичність ціннісних орієнтацій; перевага агресивно-прямолінійного, владно-домінуючого, недовірливого типу міжособистісної взаємодії.
Соціальні особливості високого рівня прояву агресії пов’язані з негативними установками в характері міжособової взаємодії з близькими оточуючими – батьками, вчителями, однолітками, перевагою сімейних установок батьків на авторитарну гіперсоціалізацію, знехтування та гіперопікання.
Визначені умови ефективного зниження рівнів прояву агресії підлітками засобами психокорекції. Розроблена психокорекційна програма апробована та впроваджена у роботу шкіл.
Диссертационное исследование посвящено вопросам изучения психологических особенностей проявления агрессии школьниками подросткового возраста.
В результате теоретического анализа психологической научной литературы было уточнено содержание понятия „агрессия”, которое трактуется в работе как мотивированное поведение или намерение, нацеленное на причинение вреда окружающим людям или себе, животным или неодушевленным предметам.
Впервые были изучены особенности проявления социализированными подростками агрессии на основе комплекса характерологических и социальных показателей, к которым относятся: акцентуации характера, уровень самооценки, состояние эмоциональной уравновешенности, ценностно-ориентационная направленность, преобладающий тип межличностных взаимодействий, система установочных отношений исследуемых к разным социальным группам (родителям, учителям, друзьям, одноклассникам), стиль воспитания в семье, выбираемый родителями.
Исследование показало, что агрессия в подростковом возрасте проявляется на трех уровнях: высоком (40,3%), среднем (32,8%) и низком (26,9%) при доминировании высокого. Установлено, что этот уровень агрессии подростков 12-13 лет взаимосвязан с такими индивидуально-психологическими особенностями, как: наличие возбужденной и демонстративной акцентуации на фоне общей гипертимности, а также застревающей и экзальтированной в сочетании с циклотимными и тревожными чертами; неадекватность самооценки; эмоциональная неуравновешенность; прагматическая направленность ценностных ориентаций; преобладание агрессивно-прямолинейного, властно-доминирующего, недоверчивого типов межличностных взаимодействий.
Определено, что социальные особенности высокого уровня проявления агрессии связаны с негативными установками в характере межличностного взаимодействия с близкими окружающими – родителями, учителями, сверстниками, преобладанием семейных установок родителей на авторитарную гиперсоциализацию, пренебрежение и гиперопеку.
Теоретически обоснована и экспериментально апробирована психокоррекционная программа, направленная на снижение проявлений агрессии подростками; определены психолого-педагогические условия ее снижения: осознание негативных последствий агрессии для личности; содействие адекватному самооцениванию; уменьшение аффективных реакций за счет развития навыков самоконтроля; актуализация потребности в выборе ценностных ориентиров, направленных на личностный рост; преодоление негативных личностных образований, связанных с акцентуациями характера; актуализация значимости неагрессивных социальных установок в поведении; усвоение навыков толерантного общения.
Результаты психокоррекционной работы по снижению уровня проявления агрессии доказывают, что наибольшим изменениям поддаются поведенческие формы агрессии: физическая, косвенная, вербальная, негативизм, обида. Позитивные изменения происходят и в преобладающих типах межличностного взаимодействия: наблюдается явное уменьшение агрессивных, доминирующих, недоверчивых и конформных тенденций в общении наряду с повышением значимости дружелюбия в отношениях. Существенные изменения происходят в показателях уровня самооценки, которая максимально приближается к адекватному, качественным изменениям подвержены ценностные ориентации подростков.
Оптимизирующей основой психокорекционного воздействия является социально-психологический тренинг для подростков, цель которого заключается в создании условий для формирования навыков неагрессивного общения, коррекции тех характерологических особенностей, которые коррелируют с агрессией детей подросткового возраста. Задачи тренинга состоят в формировании у подростков навыков толерантного общения, умений адекватного самооценивания, уверенности, самоконтроля; коррекции акцентуированных черт характера.
Каждое занятие включает набор разнообразных практических заданий и упражнений, проблемных вопросов для дискуссий и обсуждения. Практические упражнения предусматривают парные или минигрупповые формы работы с подростками. Длительность тренинга – 15 занятий по 90 минут каждое.
Уменьшение разных форм проявления агрессии у современных подростков представляется возможным только в комплексе мероприятий, направленных на развитие социально, эмоционально, духовно зрелой личности.
The thesis studies social and individual psychological particulars of teenage aggression.
The research showed that teenage aggression is represented on three levels: high, middle and low, where the high level dominates.
It is found that the latter level of aggression among 12-13 years old teenagers is connected to such individual psychological traits as: agitated and demonstrative accentuation on the background of hypertimity; sticky and exalted together with cyclotimity and anxiety; inadequate self-rating; emotional instability; pragmatism in value system; prevailing of straight aggressive, dominating and distrustful type of relations.
Social particulars of the high level aggression are connected to the negative character platform of relations with relatives and social environment – parents, teachers, age mates, prevalent parental family positions in authoritarian hyper-socialization, ignorance, and hyper-care taking.
The thesis identifies the conditions of efficient teenage aggression reduction through psychocorrection. The developed psyhocorrection program is approved and applied in schools.