Дисертаційне дослідження присвячене проблемі активізації навчальної діяльності студентів на заняттях з креслення. В дисертації виконано дидактичний аналіз навчально-методичного забезпечення курсу. На основі цього аналізу визначено підходи до проблеми удосконалення методики викладання курсу креслення з метою активізації процесу навчання. Запропоновано та теоретично обґрунтовано концентрично-ланцюжковий метод, що забезпечує активне включення студентів у навчальну діяльність на заняттях. Розроблено комплекс графічних завдань, що сприяють реалізації основних дидактичних принципів навчання на заняттях. Визначено критерії оцінювання рівнів сформованості графічних знань і практичних умінь та просторової уяви і просторового мислення. Здійснено експериментальну перевірку запропонованої методики графічної підготовки студентів на заняттях з креслення. На основі проведеного дослідження встановлено вплив засобів графічних завдань на заняттях з креслення на професійну підготовку майбутніх вчителів трудового навчання.
Основний зміст дисертації викладено у 8 публікаціях автора.
Диссертационное исследование посвящено проблеме активизации учебной деятельности студентов на занятиях черчения. На основе анализа литературных источников и практического опыта графической подготовки будущих учителей трудового обучения в Украине установлено, что проблема активизации учебной деятельности студентов на занятиях по черчению не нашла должного теоретического обоснования и методического обеспечения.
В диссертации выполнен дидактичный анализ учебно-методического обеспечения курса, который позволил определить фактическое его состояние в высших учебных заведениях. На основе анализа определены подходы к проблеме совершенствования методики преподавания черчения с целью активизации процесса обучения.
В ходе исследования теоретических основ активизации учебной деятельности установлено, что главной особенностью учебной деятельности являются познавательные действия, поскольку именно эти действия всегда бывают активными, а знания можно получить только в процессе их приобретения, то есть в том случае, если студенты всестороннее привлекаются на занятиях к познавательной деятельности. Потребность познания неизвестного побуждает студента к активной познавательной деятельности. Активность в данном случае следует рассматривать как процесс беспрерывной результативной работы, направленный на стимулирование студентов посредством выполнения графических заданий к активной умственной деятельности на занятиях, конечным результатом которого являются сформированные графические знания, умения и навыки.
В диссертации, в процессе исследования, теоретически обоснован концентрически-цепной метод, обеспечивающий активное вовлечение студентов в учебную деятельность на занятиях. Предложенный, метод всесторонне способствует усвоению студентами на занятиях максимального количества графических знаний и формированию практических умений и навыков. Реализация метода предусматривает беспрерывную последовательность усвоения студентами тесно связанных отдельных частей учебного материала, которые постоянно повторяются на углубленно-расширенном уровне.
С целью активизации процесса обучения разработан комплекс графических заданий, которые способствуют реализации основных дидактичных принципов обучения на занятиях.
В работе доказано, что активизация учебной деятельности студентов обеспечивается систематическим применением графических заданий на всех этапах каждого занятия по черчению, и с учетом индивидуальных особенностей студентов способствует овладению содержанием курса черчения.
При разработке комплекса графических заданий принималось во внимание следующие:1) содержание профессиональной подготовки будущих специалистов; 2) условие задания не должно было содержать готового графического изображения (перечерчивание), а требовать самостоятельного построения; 3) содержание задания должно было предусматривать процесс последовательного построения, начиная от отдельных графических элементов – к комплексному чертежу; 5) обеспечение самостоятельности студентов в выборе графических построений.
В диссертации доказано, что самостоятельную работу студентов следует хорошо спланировать и организовать на всех этапах занятия. Самостоятельная работа должна быть направлена на сознательное выполнение студентами графических заданий. Умение самостоятельно работать над выполнением графических заданий определяет результативность и качество познавательной активности каждого студента, результатом которого являются графические знания и практические умения и навыки.
В процессе исследования определены критерии оценивания уровней формирования графических знаний и практических умений, а также пространственного воображения и пространственного мышления. В работе показано, что традиционная оценка результатов учебной деятельности не может бить объективной в процессе контроля знаний и умений студентов по графическим дисциплинам.
Осуществлена экспериментальная проверка предложенной методики графической подготовки студентов на занятиях по черчению. Определено, что в результате ее применения активность всех студентов экспериментальной группы на занятиях намного выше, чем в контрольной. Применение разработанных графических заданий повышает интерес студентов к изучению графических дисциплин. Уровень усвоения учебного материала студентами группы сопровождается высокими показателями.
На основе проведенного исследования установлено влияние средств графических заданий на занятиях по черчению на профессиональную подготовку будущих учителей трудового обучения. Это достигнуто благодаря исключению из учебного процесса выполнения заданий, которые содержат непроизводительную механическую работу по созданию графических документов традиционными способами.
Результаты экспериментального исследования дают основания утверждать, что выдвинутая в процессе исследования гипотеза подтверждена, а его цель достигнута.
Основное содержание диссертации изложено в 8 публикациях автора.
Thesis research is devoted to the problem of students’ educational activity activation in technical drawing lessons. The didactics analysis of the educational and methodical providing of course was done in the thesis. On the ground of analysis provided there were defined approaches to the problem of teaching improving in the technical drawing course with the objective of activating the educational process. The concentric-chain method was offered and theoretically grounded, which provides active involving of students into studying activity in the lessons. Graphic tasks complex was elaborated, that assists to the realization of the basic didactics studying principles in the lessons. The criteria for evaluation of the graphic knowledge completion levels, skills and space imagination in the lessons are defined. The experimental examination of the proposed methodic of student graphic education in the technical drawing lessons is fulfilled. The influence of graphical tasks means on the professional education of the future teachers of the labor training is defined on the base of done investigation.
The basic content of the thesis is enlightened in 8 publications of author.