Дисертацію присвячено дослідженню структурних і комунікативних параметрів жанру вільного телеінтерв’ю на матеріалі передач, що вийшли у прямий ефір в період з 2000 по 2004 рр.
У роботі з’ясовано системні властивості діалогічного телевізійного мовлення з позицій лінгвістики тексту й аналізу дискурсу. Телевізійне діалогічне мовлення кваліфікується як дистанційне, ідеологічно зв’язане, реалізоване у специфічних студійних умовах, спрямоване на розосередженого кількісно невизначеного адресата і застосовуване ЗМІ з метою впливу на думки і вчинки масової аудиторії. Виявлено роль і специфіку діалогу в структурі телевізійного дискурсу. Визначено місце вільного інтерв’ю серед діалогічних жанрів телевізійного дискурсу. Описано структурні параметри жанрово-композиційної системи вільного інтерв’ю та розкрито роль позамовних чинників у функціонуванні досліджуваного різновиду телевізійного дискурсу. На основі аналізу фактичного матеріалу встановлено основні типи реплік та проаналізовано особливості їх мовного вираження. Виявлено і описано параметри комунікативної взаємодії учасників комунікації в інформаційному, проблемному та портретному різновидах жанру вільного інтерв’ю. Досліджено особливості статусно-рольових відношень між комунікантами в жанрі вільного телеінтерв’ю та мовні засоби їх вираження.
Диссертация посвящена исследованию структурных и коммуникативных параметров жанра свободного телеинтервью на материале передач, которые вышли в прямом эфире в период с 2000 по 2004 год.
В работе определены системные особенности телевизионной диалогической речи с позиций лингвистики текста и анализа дискурса. Телевизионная диалогическая речь квалифицируется как дистанционная, идеологически связанная, реализуемая в специфических студийных условиях, направленная на рассредоточенного количественно неопределимого адресата и используемая СМИ с целью воздействия на сознание и поступки массовой аудитории. Диалог в структуре телевизионного дискурса формируют: коммуникативная ситуация, интенция коммуникантов и структурно-коммуникативные параметры жанра. Диалогичность телевизионного дискурса реализуется не только в определенных жанровых формах, но и связана с взаимодействием в пространстве телевизионных СМИ разных сознаний, смысловых позиций, культур. Специфика жанра телевизионного интервью проявляется в том, что факт, событие и их социальное значение освещается через сообщения, умозаключения и суждения собеседника, который является специалистом в соответствующей области и обладает актуальной информацией по теме интервью. Жанр свободного интервью в зависимости от предмета обсуждения подразделяется на: информационное интервью (цель – получение актуальной информации посредством авторитетной личности – носителя этой информации), портретное интервью (цель – всестороннее освещение приглашенной выдающейся личности), проблемное интервью (цель – обсуждение разнообразных аспектов (позитивных и негативных) какого-либо явления, события или факта).
Детальное изучение специфики жанра свободного интервью позволяет выделить такие составляющие первого уровня его структуры, как “название”, “введение в тему”, “эксплицирование” и “резюмирование”, которые соотносятся с традиционными уровнями так называемой внешней композиции (заголовком, введением, основной частью, концовкой). Второй уровень связан с непосредственным функционированием жанра и осуществляет его внутреннюю организацию. В составе свободного интервью выделяются реплики-стимулы, реплики-реакции и реактивно-стимулирующие реплики. Одна реплика-стимул может совмещать такие подвиды стимулирующей реплики, как вопрос, сообщение и побуждение либо реализовываться в каком-либо одном, реплика-реакция может совмещать согласие и комментирование либо отказ и комментирование, или реализовываться в какой-то одной разновидности. Реактивно-стимулирующие реплики совмещают реакцию и стимул, то есть сигнализируют о возможности перехода инициативы от одного участника диалога к другому и являются специфической особенностью жанра свободного интервью. В работе исследуются особенности языкового наполнения всех типов реплик.
В жанре свободного телеинтервью коммуниканты для реализации собственных интенций, а также с целью воздействия на зрителя используют как конфликтные, так и неконфликтные речевые ходы и приемы. В диалогах выделяются следующие стратегии и тактики интервьюера: этикетная стратегия (тактики презентации, открытия, поддержки и завершения речевого контакта), стратегия запроса информации (тактики прямого и непрямого запроса), стратегия коррекции полученной информации (тактики уточнения, обобщения и конкретизации), стратегия топикального контроля (тактики поддержки и развития темы, настаивания на возобновлении предыдущей темы, а также смены и коррекции темы), стратегия позитивной самопрезентации (неконфликтные тактики: маскировки, ссылки, намека, предотвращения; конфликтные тактики: иронии и провоцирования). Большинство стратегий и тактик участников диалогического дискурса в жанре свободного интервью ориентированы на сотрудничество и направлены на совместное решение задач, связанных с информированием и воздействием на зрителя.
The system characteristics of television dialogical speech from the position of text linguistics and discourse analysis are considered in this thesis. Television dialogical speech is qualified as remout, ideologically connected, realized under specific live-studio conditions and directed to an dispersed, numerically indefinable addressee and used by mass media with the purpose of influence on thinking and acting of mass audience. The role and specific character of dialog in the structure of the television discourse is displayed. The place of the free interview among dialogical genres of television discourse is defined. Structural parameters of genre-compositional system of the free interview and the role of non-lingual factors for the functioning of investigated sort of television discourse are described. The general types of remarks are determined on the basis of facts analysis and characteristics of their speech expressions are analyzed. The parameters of communicative cooperation of communication participants in the informational, problem and portrait genre variety of the free interview are displayed and described. The characteristics of status-role relations between interlocutors in the genre of the free television interview and the speech expression capabilities are researched.