Основу дисертації складає наукове обгрунтування організаційно-методичної системи підготовки студентів музичних спеціальностей до керівництва учнівськими музично-творчими колективами. Розкрито сутність керівницької діяльності вчителя-музиканта у сучасній школі на основі принципів, педагогічних умов, форм і методів роботи, спрямованих на реалізацію завдань музичного навчання і виховання молоді. Змодельовано і апробовано зміст, форми і методи підготовки майбутніх вчителів до керівництва учнівськими музичними колективами за розробленими критеріями та показниками означеної музично-педагогічної діяльності.
The thesis presents a scientific substantiation of the method-organizing system of training the students of musical specialities for the direction of pupils' musical creative collectives. The thesis examines the essence of the guiding activity of the music teacher in the modern school on the basis of principles, pedagogical conditions, forms and methods of work aimed at implementation of tasks of music teaching and youth training. The thesis designs and approves the contents, forms, and methods of training the future teachers for the direction of pupils' musical collectives according to the developed criteria and indices of the said musical and pedagogical activity.
В диссертации исследуется актуальная проблема профессиональной подготовки учителей музыки к руководству детскими музыкальными коллективами. Отмечается, что основной формой работы с учащимися в условиях общеобразовательной школы являются коллективные музыкальные занятия. Именно умелое педагогическое руководство должно обеспечить тот уровень развития детского творческого коллектива, при котором каждый из участников будет имеет возможность самовыражаться и самореализовываться через полилог в совместном музицировании.
Руководство музыкальным коллективом учащихся рассматривается с позиций создания и использования учителем педагогических условий, которые способствуют творческому самовыражению участников. Такими условиями выделяются: широкое вовлечение учащихся в активную музыкальную деятельность; использование в работе различных музыкальных жанров с учетом возрастных особенностей детей; содействие осознанию учениками эвристического, гедонистического воздействия музыки; создание ситуаций эстетических переживаний; опора на существующий опыт детей общения с искусством, учёт их интересов, запросов; расширение эстетических чувств путём создания ситуаций новизны восприятия музыки; развитие эстетического вкуса посредством общения с художественными музыкальными произведениями; признание за учащимися прав на собственное мнение по поводу искусства, на самостоятельный поиск интерпретации музыкальных произведений; создание проблемных ситуаций, стимулирующих воображение, фантазию, впечатления; обеспечение свободы действий, что предполагают защищенность от психологического давления, эмоциональную открытость; развитие и использование эмпатиии, рефлексии в межличностном полилоге; высокий авторитет руководителя и его позиция вдохновителя и координатора совместной музыкальной деятельности с учащимися, которые признаются равноправными участниками взаимодействия. Основными принципами педагогической деятельности руководителя детского музыкального коллектива определены: использование разностороннего воздействия музыки на личность; стимулирование потребностей учащихся в музыкальных занятиях; активизация творческой позиции учеников; принцип полилога.
Функциональный анализ деятельности руководителя детского музыкального коллектива позволил обозначить совокупность его действий, которые обеспечиваются знаниями в области музыкального искусства, коммуникативными умениями (содержательно-информирующая функция); владением музыкальным материалом школьной программы, методикой музыкального обучения и воститания, интерпретаторскими способностями (направляюще-корректирующая функция); возможностью увлекать учащихся музицированием, формировать личностно-ценностное отношение детей к искусству, стимулировать потребность и способность их к творческой самореализации (побудительно-стимулирующая функция). В результате отмечается, что успешная реализация учителем музыки функций руководителя детского творческого коллектива возможна при условии специальной подготовки студентов, которая включает общепедагогический аспект (знания педагогики, психологии, теории развития ученического коллектива), музыкальный (музыкальный тезаурус; владение музыкальным инструментом, певческим голосом, дирижерской техникой, методикой музыкального обучения и воспитания) и управленческий (знания основ теории управления; понимание и использование прийомов, методов руководства; способность к педагогическому влиянию на коллектив, стимулированию его деятельности на выполнение обучающих и воспитательный задач; владение технологией руководства детским творческим коллективом).
Основу диссертации составляет научное обоснование организационно-методической системы поэтапной подготовки будущих учителей музыки к руководству музыкальными коллективами учащихся в условиях общеобразо-вательной школы. Разработанная методика нацелена на формирование готовности студентов к руководству детскими творческими коллективами согласно разработанных критериев (мотивационно-ценностного, содержа-тельно-информационного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого рефлексивно-аналитического), включает методы, педагогические условия, индивидуальные и коллективные формы работы. Анализ результатов проведенного эксперимента подтверждает эффективность разработанной методики, которая предусматривает поэтапное повышение уровня готовности студентов к руководству музыкальными коллективами в такой последовательности: первый (предкоммуникативный) этап педагогической работы направлен на развитие мотивации, расширение и интеграцию фактических знаний, необходимых руководителю, в процессе изучения спецкурса "Руководство детскими музыкальными коллективами в общеобразовательной школе"; второй этап (коммуникативный) подчинен отработке навыков и умений руководства коллективом в условиях работы студенческих коллективов (хор, оркестр); третий этап (коммуникативно-творческий), обобщающий предыдущую подготовку, ориентирует студентов на осознание себя как руководителя музыкального коллектива учащихся в реальных условиях педагогического процесса школы, а также определяет дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Проверка результативности проведенной исследовательско-экспе-риментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней готовности к руководству музыкальными коллективами учащихся студентов экспериментальной и контрольной групп.