У дисертації розроблено зміст і структуру курсу професійної підготовки “Основи бухгалтерського обліку”. Відбір змісту навчального матеріалу здійснений на основі розроблених критеріїв: відповідність змісту основним функціям у діяльності бухгалтерів; доступність і відповідність змісту навчального матеріалу розумовим і віковим можливостям учнів; практична спрямованість змісту для організації постійної професійної діяльності в процесі навчання; міжпредметна і внутрішньопредметна координація змісту навчального матеріалу; взаємозумовленість у структурі змісту теоретичних відомостей і практичних дій.
Вперше розроблено і експериментально перевірено методику навчання основам бухгалтерського обліку в умовах МНВК із застосуванням комплексу активних методів навчання, серед яких провідне місце належить методу проектів як складовій проблемного навчання.
Основні результати дослідження знайшли втілення у розробці навчальної програми професійної підготовки “Основи бухгалтерського обліку” для учнів 10-11 класів загальноосвітніх шкіл.
Диссертационное исследование посвящено разработке содержания и методики преподавания курса профессиональной подготовки „Основы бухгалтерского учета” в условиях межшкольного учебно-производственного комбината как звена системы среднего общего образования.
В диссертации, на основе всестороннего анализа изменений в хозяйственной деятельности в Украине, раскрыто социальное значение подготовки старшеклассников к бухгалтерской деятельности. Проведенное исследование показало важность изучения элементов бухгалтерского учета всеми слоями населения. Было выделено четыре группы по важности знания бухгалтерского учета в их профессиональной и повседневной деятельности.
В результате изучения историко-педагогических подходов к пониманию бухгалтерской деятельности разработаны содержание и структура учебной программы профессиональной подготовки „Основы бухгалтерского учета” как школьного компонента общего среднего образования. Было доказано, что структура курса должна учитывать принцип спиральности. Содержание отобрано на основе специфических дидактических требований: профессиональная деятельность учеников основывается на предыдущем опыте; ученики должны понимать необходимость данной профессиональной деятельности; в содержании отобразить основные трудовые операции, которые раскрывают суть бухгалтерской деятельности; содержание профессиональной подготовки должно исключать дублирование учебного материала; содержание программы должно способствовать формированию творческого отношения к труду.
На основе анализа профессиональной деятельности бухгалтера, дидактических принципов профессионального обучения и требований к содержанию обучения разработаны основные положения (критерии) отбора обучения: соответствие содержания основным функциям в деятельности квалифицированных работников и специалистов (бухгалтера, учетчика, кассира, таксовщика и т.д.); доступность и сообразность содержания учебного материала умственным и возрастным возможностям учеников; практическая направленность содержания для организации постоянной профессиональной деятельности в процессе обучения; межпредметная и внутрипредметная координация содержания учебного материала; взаимообусловленность структуры содержания теоретическим сведениям и практическим действиям. Результатом овладения содержанием программы должны стать знания и умения.
Определено, что содержание учебной программы профессиональной подготовки „Основы бухгалтерского учета” должно включать базовый минимум теоретических знаний и практических умений, необходимых в повседневной деятельности бухгалтера. Сформирован понятийный аппарат учебного курса “Основы бухгалтерского учета”, объединяющий два блока: основной –инвариативный, который является обязательным для изучения, и дополняющий – вариативный, который позволяет средним общеобразовательным учебным заведениям вести подготовку бухгалтеров в соответствии с запросами расположенных рядом предприятий. Основные результаты исследования нашли воплощение в разработке учебной программы профессиональной подготовки „Основы бухгалтерского учета” для 10–11 классов средних общеобразовательных заведений. Положенная в основу обучения бухгалтерскому учету программа предусматривает формирование у учащихся дидактически обоснованной, логически упорядоченной совокупности понятий и умений по бухгалтерскому учету. Разработанная в процессе исследования программа внедрена в систему профессиональной подготовки учащихся Степанивского МНВК (Черниговская обл.).
Обосновано, что методика обучения основам бухгалтерского учета базируется на психологических закономерностях познавательного процесса, на активных методах обучения, которые моделируют реальные процессы профессиональной деятельности. В диссертационном исследовании разработана методика обучения бухгалтерскому учету с применением комплекса активных методов обучения, среди которых главное место принадлежит решению практических и профессиональных задач и заданий, методу конкретных ситуаций (метод случаев), методу проектов. Проект – это проблемное задание, предусматривающее исследование ряда частичных проблемных задач, которые ученики самостоятельно ставят перед собой и решают их. Проект предполагает определенную работу над теоретическим и практическим материалом в учебное и во внеурочное время.
Экспериментально доказано, что процесс обучения бухгалтерскому учету должен включать проблемные и игровые методы, направленные на формирование положительной мотивации старшеклассников к изучению основ бухгалтерского учета, на содействие активизации обучения школьников, развивая их способности и интеллектуальные умения. Эффективность избранных методов обучения зависит от правильности и целесообразности сочетания их с традиционными методами, от степени реализации дидактических условий их организации. Исследование экспериментальной методики обучения раскрыло возможность ее адаптации к условиям средних общеобразовательных заведений, в частности, в межшкольных учебно-производственных комбинатах.
Результаты исследования положены в основу разработки авторской учебной программы. Экспериментальная методика обучения показала свою более высокую результативность по сравнению с традиционной.
The thesis focuses on the contents and structure of the training course "Accounting basics". Selection of the training material contents was realized on the basis of designed criteria: correspondence of the contents to the main accountants’ activities; accessibility and correspondence of the training material contents to the mental pupils’ abilities and age; practical directivity of the contents regarding the professional activity organization in the process of education; intersubject and entersubject co-ordination of the training material contents; mutual agreement in the theory and practice contents structure.
The innovated accounting basics methodic that have been used in the interschool teaching and production combine includes the active complex methods. The main prominence is given to the project methods that bulk large with the problem education.
The main research results are used in the training program on "Accounting basics" for senior year pupils (10-11 form) of general school.