Дисертацію присвячено вивченню проблеми інтеграції художньо-культурологічних знань у системі професійної підготовки вчителя гуманітарних дисциплін. Висвітлено теоретико-методологічні основи інтеграції художньо-культурологічних знань, аналізуються підходи до поняття інтеграції знань, конкретизується його сутність і системно-структурна організація. Відстежено еволюцію інтегративних тенденцій у світовій художній культурі, розглянуто парадигмальні положення та моделі ІХКЗ, особливості їх застосування у практиці вищої школи.
Розроблено педагогічні засади ІХКЗ у системі професійної підготовки вчителів гуманітарних дисциплін, виявлено механізми, специфіку розвитку цілісної особистості та індивідуальні особливості студентів у процесі інтегративного пізнання мистецтва
Згідно з виробленим критеріальним апаратом у констатуючому та формуючому експерименті здійснено діагностування рівнів сформованості теоретичного, художньо-оцінного і практичного компонентів ІХКЗ студентів гуманітарних спеціальностей, проаналізовано його результати.
У формуючому експерименті реалізовано організаційно-педагогічну систему інтеграції художньо-культурологічних знань, зорієнтовану на досягнення визначених її рівнів, форм, типів, видів, що передбачало використання понятійно-пізнавальної, системно-аналітичної, дифузної, цілісно-концептуальної моделей ІХКЗ у процесі поетапного ускладнення завдань педагогічної роботи.
В диссертации рассматриваются основы интеграции художественно-культурологических знаний, анализируются подходы к интерпретации исследуемого феномена. Определяется его сущность как исторической формы единства знания, процесса и результата интегративного познания художественной культуры, предмета усвоения ценностей искусства, на основе которых создаются модели образа мира, разрабатываются проекты целостного развития личности, формируются умения воссоздавать предметы искусства в системной целостности (как социокультурные феномены). Осуществляется системный анализ структуры интеграции художественно-культурологических знаний. Раскрывается действие законов, закономерностей, принципов интеграции художественно-культурологических знаний и условия их реализации. Освещаются психологические аспекты интегративного познания искусства: виявляются механизмы, специфика развития целостной личности, индивидуальные особенности художественного восприятия, ассоциирования, бессознательных процессов, активизация сизигийного потенциала будущих учителей гуманитарных дисциплин, их способность к онтологической рефлексии.
Разработана методика эмпирического измерения интеграции художественно-культурологических знаний, содержащая программу диагностирования показателей предложенных критериев и уровней сформированности теоретического, художественно-оценочного и практического компонентов изучаемого феномена, проанализированы результаты констатирующего эксперимента.
Созданы модели (понятийно-познавательная, системно-аналитическая, диффузная, целостно-концептуальная) и организационно-педагогическая система интеграции художественно-культурологических знаний, направленная на многомерное освоение культурной действительности, формирование интегративного мышления и художественного мировоззрения студентов, готовности к организации полихудожественной деятельности школьников и профессиональное совершенствование будущих учителей. Структурно-функциональная архитектоника ОПС конструирована в соответствии с разработанными моделями и представлена понятийно-познавательным, системно-аналитическим, проективно-поисковым, целостно-концептуальным, творческим етапами педагогической работы с использованием сформулированных принципов интеграции художественно-культурологических знаний и условий её успешного функционирования, интегрированых форм и методов обучения.
Анализ експериментального исследования осуществлялся в таких направлениях: определение уровней интеграции художественно-культурологических знаний у студентов контрольной и экспериментальной групп; контроль динамики сформированности исследуемого феномена, индивидуального и профессионального развития студентов в условиях реализации традиционной и экспериментальной педагогической системы интегрированного обучения; выявление корреляционных связей между показателями интеграции художественно-культурологических знаний и степени согласованности их изменений. Использованные методики количественно и качественно доказали выдвинутую гипотезу.
The basis of the art and culture knowledge integration are considered in the thesis, scientific approaches to the interpretation of the examined phenomenon are analysed, its essence is determined as the historical form of the knowledge unity, as the process and result of integrated cognition of the word culture of art, the subject of mastering of the spiritual and material value of different kind of art, on the basis of which the models of the world image are created, projects of the integral development and self-development of a personality, skills to consider phenomenons of art and to reconstruct subjects of art in the system integrity are formed (as sociocultural phenomenons). The functional structure of the OPS is centred on the conceptual and cognitive, system and analytical, projecting and search, integral and conceptual and cognitive activity of future teachers in the integrative art and culture knowledge formation by stages. The analysis of experimental work has realized in such directions as the determination of skills and forms of the art and culture knowledge integration of the
check and experimental groups of students; a checkup of the individual and professional development of students in case of integrative and subject training; revelation of the student’s readiness state to the reflexive cognitive activity, professional self-improvement in the educational space during the forming experimental work. The mentioned earlier methods have proved the proposed hypothesis.