У дисертації здійснено теоретичний аналіз наукових джерел дослідження розвитку психологічної готовності до батьківства; визначено сутність поняття «батьківство» та «психологічна готовність до батьківства»; теоретично обґрунтовано структуру та систему ціннісних ставлень зазначеного утворення.
Експериментально досліджено співвідношення системи ціннісних ставлень батька в родині (ціннісне ставлення юнака до майбутньої дитини, ціннісне ставлення до себе як до батька, ціннісне ставлення юнака до власної батьківської ролі, ціннісне ставлення юнака до батьківства) та рівнів розвитку складових психологічної готовності до батьківства (високий, середній, низький), а також вплив індивідуально-психологічних чинників (виховне середовище (тип сім’ї: повна та неповна сім’я), вік юнаків, особистісні властивості юнаків) на розвиток досліджуваного психологічного утворення.
Обґрунтовано, розроблено та експериментально апробовано програму розвитку психологічної готовності юнаків до батьківства, доведено доцільність та дієвість впровадження цієї програми з метою активізації розвитку зазначеного психологічного феномена. Презентовано комплекс психолого-педагогічних рекомендацій викладачам та практичним психологам щодо організації психологічного супроводу з формування психологічної готовності юнаків до батьківства.
В диссертации осуществлен теоретический анализ научных источников исследования развития психологической готовности к отцовству; определена сущность понятия «отцовство» и «психологическая готовность к отцовству»; теоретически обоснована структура указанного образования.
Экспериментально исследовано соотношение системы ценностных отношений отца в семье и уровней развития составляющих психологической готовности к отцовству, а также
20
влияние индивидуально-психологических факторов (полная и неполная семья, возраст юношей, личностные свойства) на развитие исследуемого феномена. Определены уровни развития психологической готовности к отцовству: высокий, средний и низкий, обоснование которых осуществлялось на основе следующих критериев: ценностное отношение юноши к будущему ребенку, ценностное отношение к себе как к отцу, ценностное отношение юноши к собственной родительской роли, ценностное отношение юноши к отцовству. В процессе экспериментальной работы представлена модель психологической готовности юношей к отцовству, на основе которой разработана программа развития указанного образования, которая включает в себя групповую работу с юношами по оказанию им помощи в развитии рефлексии и самопознания; повышении компетентности в решении проблемных ситуаций межличностного общения и содействовании овладению навыками эффективного общения; активизации творческого потенциала; развитии психологической готовности к отцовству как системы отношений отца, а именно: отношение к родительству в целом и родительской роли, отношение к себе как будущему отцу, отношение к будущему ребенку. Работа с преподавателями направлена на углубление их знаний об особенностях психологической готовности юношей к отцовству, закрепление навыков межличностных взаимодействий, направление на ценностное принятие студентов, активизацию внимания к системе ценностных отношений в контексте развития родительской сферы юношей. Работа с родителями осуществляется с целью налаживания ценностных взаимоотношений в семье, повышения в семье потенциала ценностного отношения друг к другу, переосмысления тех методов воспитания в семье, которые мешают достижению доверчивых и эмпатийных взаимоотношений с детьми, ознакомления родителей с конструктивными средствами общения с детьми, направлений их на подготовку юношей к выполнению родительских функций. В процессе формирующего эксперимента доказана необходимость и эффективность внедрения программы психологического сопровождения по оптимизации развития психологической готовности юношей к отцовству. Разработаны методические рекомендации практическим психологам, преподавателям по повышению психологической готовности юношей к отцовству.
Результаты исследования могут быть использованы в просветительской, консультативной и коррекционной деятельности психологов и педагогов.
The thesis presents a theoretical analysis of the scientific study of the sources of psychological readiness to fatherhood; the essence of the concept of "fatherhood" and "psychological readiness to fatherhood"; the structure and system of valuable attitude of indicated formation are theoretically grounded.
The ratio of father valuable attitudes in the family (youth valuable attitude to the future child, youth valuable attitude to himself as a father, youth valuable attitude to his own paternal role, youth
valuable attitude to fatherhood) and levels of components of psychological readiness to fatherhood (high, medium, low), and also the impact of individual psychological factors (educational environment (family type: complete and incomplete family), boys age, boys personal features) on the development of the investigated psychological formation are experimentally studied.
The program of psychological readiness of youth to fatherhood is proved, developed and experimentally tested, the expediency and effectiveness of the program implementation to enhance the development of this psychological phenomenon is demonstrated. The complex of psychological and pedagogical recommendations for teachers and practical psychologists on psychological support of the formation of psychological readiness of youth to fatherhood is presented.