Дисертація присвячена дослідженню розвитку змісту літературного краєзнавства у школах Закарпаття кінця XIX – початку XXIст. На основі історикопедагогічних джерел виокремлено і охарактеризовано п’ять періодів розвитку. Визначено основні напрями літературного краєзнавства у шкільництві краю: громадянсько-патріотичний, історико-культурний, фольклорно-народознавчий, морально-ціннісний, проаналізовано їхній зміст. Висвітлено специфіку реалізації змісту через навчальні програми, підручники, посібники, педагогічну періодику. Проаналізовано методи, засоби, прийоми літературно-краєзнавчої діяльності. Подано схему реалізації змісту регіонального компонента з літературного краєзнавства у сучасній школі. Обгрунтовано структуру електронного посібника з літературного краєзнавства, представлено результати його експертної оцінки.
Диссертация посвящена исследованию развития содержания литературного краеведения в школах Закарпатья конца XIX – начала XXI вв. На основе историко -педагогических источников выделены и обоснованы с учетом общественнополитических, идеологических и научно-педагогических детерминант пять периодов развития. Определены основные направления литературного краеведения: гражданско-патриотический, историко-культурный, фольклорно-народоведческий, морально-ценностный, проанализировано их содержание. Освещена специфика реализации содержания с помощью учебных программ, учебников, пособий по литературному краеведению. Проанализированы методы, средства, приемы литературно-краеведческой деятельности. Обоснована схема реализации содержания литературного краеведения в современной школе. Освещены вопросы дидактических принципов разработки экспериментального поссобия по литературе родного края для школ Закарпатья, представлены результаты экспертной оценки его содержания.
This research focuses on the development of the literary content of local history in schools Transcarpathia end XIX – beginning of XXI century. Based on historical and pedagogical sources singled out and characterized five periods of development. The main directions of the literary school of ethnology in the region: civic, patriotic, historical, cultural, folklore and ethnology, moral values, analyzes their contents. Deals with the specific implementation of content across curricula, textbooks, manuals, educational periodicals. The methods, tools, techniques and local history of literary activity. Posted circuit implementation of the content of the regional component of literary local history in the modern school. The structure of the electronic textbook of literary ethnography, presents the results of peer review of its contents.