Дисертаційна робота присвячена дослідженню проблеми корекції навчальної діяльності молодших школярів з тяжкими порушеннями мовлення у процесі розв’язування арифметичних задач. У роботі здійснено науково-теоретичний аналіз навчальної діяльності молодших школярів в нормі та з тяжкими порушеннями мовлення у процесі розв’язування арифметичних задач. Проведено дослідження
особливостей засвоєння молодшими школярами з тяжкими порушеннями мовлення арифметичних задач, а також визначено типи труднощів та рівні їх засвоєння. Розроблено методику поетапного формування навчальної діяльності у молодших школярів з тяжкими порушеннями мовлення у процесі розв’язування арифметичних задач, яка розкрита у трьох напрямках: логопедичному, корекційно-розвивальному та навчальному.
Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы коррекции учебной деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в процессе решения арифметических задач. В работе осуществлен научно-теоретический анализ особенностей учебной деятельности младших школьников в норме и при тяжелых нарушениях речи в процессе решения арифметических задач. Установлено, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи трудности в процессе работы над арифметической задачей сложнее, чем у детей в норме. У подавляющего большинства они наблюдаются на всех этапах ее решения. Одна из причин этого – недостаточная сформированность у них учебной деятельности.
Разработан инструментарий исследования особенностей усвоения арифметических задач и экспериментальным путем определены типы трудностей при их решении, уровень овладения ими, а также характер нарушения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи учебной деятельности.
Dissertation work is sanctified to research of problem of correction of educational activity of junior schoolchildren with heavy speech pathologies in the process of arithmetic tasks solving. The theoretical analysis of aspects of educational activity of junior schoolchildren with normal development and with heavy speech pathologies while solving arithmetic tasks is carried out in the research. The research of specialties of mastering arithmetic tasks by junior schoolchildren with heavy speech pathologies is carried out; types of difficulties and levels of their mastering are defined. Methodology of the stage-bystage forming of educational activity is worked out for junior schoolchildren with heavy speech pathologies in the process of solving arithmetic tasks, wiz developed the three in a directions: speech-therapy, correcting-developing and educational.