В диссертации на материале произведений четырех жанров русского детского колыбельного фольклора (пестушек, потешек, прибауток и колыбельных песен) исследуются средства и приемы создания экспрессивности в процессе формирования языковой личности ребенка. Анализируются текстовые, лексико семантические, грамматические, фонетические и ритмомелодические особенности текстов каждого жанра; описывается инвариантная часть языковой модели мира, выясняется ее роль в процессе обучения и развития ребенка; исследуются средства и приемы экспрессивности, которые используются в каждом конкретном жанре и принимают участие в формировании и усвоении грамматико-парадигматических, семантико-синтаксических и ассоциативных отношений, выработке своеобразных стереотипов и клише. В работе принята трехуровневая система языковой личности, предложенная Карауловым Ю.Н., который рассматривает не языковую личность вообще, а конкретно русскую, выделяя в ее структуре ядерную инвариантную часть в общеязыковой картине мира.
In this dissertation researches creation expression means and methods in process of forming of language personality of a child, on the basis of works of four genres of children lullabys folk-lore: nurslings, from the verb nurse; amusing, from amuse oneself; facetious sayings and lullabies. There are analyzed text, vocabulary-semantic, grammar, phonetic and rhythmic-melodical text features of every genre; is described invariant part of language peace model, cleared up its role in studying and childrens development process; are researched expression means and methods, which are used in every specific genre and takes part in forming and learning of grammar-paradigmatic, semantic-syntactical and associate relations, working our of original stereotypes and cliches.