Дисертацію присвячено проблемі формування фахової компетентності майбутніх учителів іноземної мови початкових класів. З’ясовано стан розробленості проблеми в педагогічній теорії та практиці. Визначено, теоретично обґрунтовано та експериментально підтверджено ефективність моделі формування фахової компетентності майбутніх учителів іноземної мови початкових класів.
Доведено, що процес формування фахової компетентності майбутніх учителів іноземної мови початкових класів буде ефективним, якщо у процесі професійної підготовки забезпечити: інтеграцію психолого-педагогічних, і методичних знань, умінь і навичок в теоретичній і практичній підготовці студентів у вищих педагогічних закладах освіти; впровадження у навчальний процес інтегрованого спецпрактикуму “Формування фахової компетентності майбутніх учителів іноземної мови початкових класів”; рефлексивне спрямування педагогічної практики студентів, що дозволить майбутньому вчителю початкових класів критично аналізувати, оцінювати власний педагогічний досвід.
The thesis is devoted to the problem ofthe professional competence forming
the future primary school foreign language teacher. The level of investigation of
the problem in the pedagogical theory and practice is studied. The effectiveness of
the model of professional competence forming of the future foreign language
teacher of primary school has been theoretically substantiated and experimentally
proved.
It has been also proved that professional competence forming of the future
foreign language teacher of primary school can be effective after providing the
following conditions: integration of pedagogical, psychological, linguistic and
methodical knowledge and skills during the theoretical and practical training in the
higher pedagogical educational establishments; introducing the integrated practical
course “The future primary school foreign language teacher professional
competence forming”; analytical aiming of the students pedagogical practice,
giving the future primary school teachers opportunity to critically analyze and
assess their own pedagogical experience.
В диссертации исследуется процесс формирования профессиональной
компетентности будущих учителей иностранного языка начальных классов.
Проанализировано психолого-педагогическую и методическую литературу с
целью определения сущности понятия “профессиональная компетентность”.
Основными составляющими профессиональной компетентности будущих
учителей иностранного языка начальных классов в нашем исследовании
стали: методологическая, психолого-педагогическая, коммуникативная,
языковая, методическая, социокультурная, информационноисследовательская компетенции. Это понятие предполагает использование
будущими учителями следующих стратегий: использование
соответствующих возрастным особенностям детей начальных классов
методы обучения, эффективные в конкретной учебной ситуации; умение
вызвать интерес детей начальной школы к изучению иностранного языка;
формировать отношение учащихся к ошибкам как к нормальному явлению;
развивать веру ребенка в успех; удерживать внимание детей на уже
достигнутом успехе; отмечать достижения учащихся начальных классов,
даже незначительные. Нами выделено основные факторы, на которые нужно
обратить внимание будущему учителю иностранного языка начальных
классов: педагогическая мобильность, положительное коммуникативное
взаимодействие с учащимися начальной школы, гуманность в отношениях,
взаимная личностная аттракция, профессионально-предметные качества,
владение компьютерно-информационными технологиями, любовь к детям,
рефлексия. Процессуальный блок рассматриваемой нами компетентности
включал следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный,
операционно-деятельностный и рефлексивный. В нашем исследовании мы
рассматривали профессиональную, компетентность будущего учителя
иностранного языка начальных классов как профессиональноиндивидуальнуюлнтегриррванную на основе приобретенных знаний, умений
и навыков, личностных качеств и собственного опыта способность личности
к успешному осуществлению мотивированной педагогической деятельности
по иностранному языку в начальных классах.
Научно обосновано теоретические условия формирования
профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка
начальных классов. Методологической основой построения модели
формирования профессиональной компетентности будущих учителей
иностранного языка начальных классов стали положения компетентносного,
системного, коммуникативного, гуманистического, технолопгческого и
рефлексивно-психологического подходов. Структура педагогического
процесса формирования профессиональной компетентности будущих
учителей иностранного языка начальных классов состоит из: цели,
содержания обучения, выбора форм, методов и средств учебного процесса,
условий формирования профессиональной компетентности, диагностики
достигнутого уровня. Главными принципами построения модели в нашем
исследовании стали: системность и структурированность; целостность;
диагностически нацеленное образование; интеграция; динамичность средств
обучения, качественная оценка и экспертиза.
Автором рассмотрено психолого-педагогические условия
формирования будущих учителей иностранного языка начальных классов:
ориентация диалоговых, игровых, тренинговых и компьютерных технологий,
нацеленных на личностную индивидуализацию и поликультурность
студентов; междисциплинарная интеграция психолого-педагогических,
лингвистических и методических дисциплин; педагогическая практика,
ориентированная на педагогическую рефлексию и интеграцию дисциплин
начальной школы; спецпрактикум “Формирование профессиональной
компетентности будущих учителей английского языка начальных классов”.
Раскрыто основы технологического обеспечения процесса
формирования вышеуказанной компетентности, создана и апробирована
модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей
иностранного языка начальных классов. На контрольном этапе определено
эффективность предложенной модели.