У дисертації теоретично обґрунтовано й експериментально перевірено методику розвитку просторового мислення школярів 8-9 класів загальноосвітніх навчальних закладів в процесі вивчення курсу креслення. Автором проаналізовано закономірності протікання мислительних процесів в ході здійснення уявних просторових перетворень при розв’язанні графічних задач. Розкрито особливості впливу графічних задач на розвиток просторового мислення в процесі навчання уявним просторовим перетворенням; обґрунтовано та розроблено методичні прийоми навчання учнів уявним просторовим перетворенням на основі алгоритмізації мислительних процесів. Впроваджено комплекс графічних задач на уявні просторові перетворення, розроблено методичні рекомендації, спрямовані на вдосконалення графічної підготовки учнів 8-9 класів шляхом запровадження комплексу задач на уявні просторові перетворення.
Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке методики развития пространственного мышления школьников 8-9 классов общеобразовательных учебных заведений в процессе изучения курса черчения.
В диссертации показаны закономерности протекания мыслительних процессов в ходе выполнения пространственных преобразований при решении графических задач. Проведенный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень графической подготовки, в частности пространственного мышления современного школьника не отвечает требованиям современного общества.
В результате обобщения результатов теоретического и эмпирического исследований определена последовательность мыслительных операций в процессе решения графических задач, которые предусматривают выполнение мысленных пространственных преобразований. Алгоритмизация мыслительных процессов школьников при решении графических задач с мысленными пространственными преобразованиями предусматривает подробное объяснение ученикам особенностей и последовательности выполнения мыслительных операций. Сознательное выполнение мыслительных действий в процессе осуществления пространственных преобразований позволяет значительно повысить производительность и самостоятельность учеников на уроках черчения. Использование специально разработанного комплекса графических задач предусматривает обязательное осуществление школьниками мысленных пространственных преобразований с постепенным их усложнением и создает условия для целенаправленного развития пространственного мышления учащихся на уроках черчения. В ходе исследования была проведена экспертная оценка учителями черчения результатов решения задач учащимися, что дало возможность определить степень доступности этих задач для школьников и их соответствие содержанию школьной программы. Учитывая позитивное влияние разработанной методики обучения школьников мысленным пространственным преобразованиям с использованием комплекса задач на развитие пространственного мышления, данную методику можно рекомендовать к внедрению в систему графической подготовки школьников. Качественно новые возможности совершенствования методики обучения черчению связаны с применением новейших информационных технологий. Высокоэффективным в этом случае оказалось использование виртуальных мультимедийных анимированных моделей предметов разной сложности, которые наглядно иллюстрируют процесс осуществления мысленных пространственных преобразований. Разработанная методика обучения мысленным пространственным преобразованиям обеспечивает развитие пространственного мышления школьников с учетом психолого-педагогических закономерностей мыслительных процессов, принципов отбора учебных графических заданий и применением современных информационных технологий.
In the dissertation the Methods of space thinking of 8-9 grades pupils of secondary schools are theoretically and experimentally tested during the process of the Drawing Course Education. The author has analyzed appropriateness of pupils space thinking processes in terms of imaginary space transformations during the solving of graphic sums.
The peculiarities of Graphic sums influence on the development of Space Thinking in the process of teaching for the imaginary space transformations are defined; the methodic ways of teaching for the imaginary space transformations are based and worked out on the ground thinking processes regulations. The complex of graphic sums for the imaginary space transformations has been provided, the ways of recommendations directed onto the improvement of Drawing Proficiency of the 8-9 graded pupils are worked out by the way of the imaginary space transformations sum system introduction.