Стаття присвячена дослідженню педагогічного потенціалу віртуального освітнього середовища навчання дисциплін інформатичного циклу майбутніх фахівців професійного навчання. У роботі проаналізовано наукові погляди дослідників на тлумачення загалом та особливості зокрема поняття “віртуальне освітнє середовище”, а також вказано, що на сьогодні немає стандартизованого формулювання визначення цього терміна, оскільки віртуальне освітнє середовище активно розвивається у наш час та набуває нових характеристик.
Розглянуто специфіку віртуального освітнього середовища, його сутнісні особливості, а також процесуальні аспекти навчання у віртуальному освітньому середовищі, що зумовлюють специфіку організації викладання дисциплін інформатичного циклу. За таких умов суттєво змінюється роль педагога, який стає своєрідним куратором, не лише надає відповідну інформацію студентам, а ще й сприяє розвиткові їхніх творчих здібностей, що позитивно впливає на формування професійних компетентностей здобувачів освіти. Схарактеризовано ключові функції віртуального освітнього середовища, які перебувають у постійній взаємодії, а саме: інформаційно-навчальну; комунікаційну; контрольно-адміністративну. Зазначено, що перевагами віртуального освітнього середовища, з огляду на педагогічну науку, є гнучкість, модульність, інтерактивність, продуктивність, а також ефективність, які надають можливість педагогу викладати дисципліни інформатичного циклу, орієнтуючись на сучасні вимоги щодо підготовки майбутніх фахівців професійного навчання.
Доведено, що функціонування віртуального освітнього середовища сприяє індивідуалізації та інтенсифікації навчання, підвищенню рівня самостійності студентів.
Статья посвящена исследованию педагогического потенциала виртуальной образовательной среды обучения дисциплинам информатического цикла будущих специалистов профессионального обучения. В работе проанализированы научные взгляды исследователей на толкование в целом и особенности в частности понятия "виртуальное образовательная среда", а также указано, что на сегодня нет стандартизированной формулировки определения этого термина, поскольку виртуальная образовательная среда активно развивается в наше время и приобретает новые характеристики. В работе рассматриваются особенности виртуальной образовательной среды, ее сущностные характеристики, функции и преимущества. Также исследованы процессуальные аспекты обучения в виртуальной образовательной среде. При таких условиях существенно меняется роль педагога, который становится своеобразным куратором, не только предоставляет соответствующую информацию студентам, но и способствует развитию их творческих способностей, положительно влияет на формирование профессиональных компетенций соискателей образования.
Охарактеризованы ключевые функции виртуальной образовательной среды, которые находятся в постоянном взаимодействии, а именно: информационно-учебную; коммуникационную; контрольно-административную. Отмечено, что преимуществами виртуальной образовательной среды, учитывая педагогическую науку, является гибкость, модульность, интерактивность, производительность, а также эффективность, которые предоставляют возможность педагогу излагать дисциплины информатического цикла, ориентируясь на современные требования по подготовке будущих специалистов профессионального обучения. Доказано, что функционирование виртуальной образовательной среды способствует индивидуализации и интенсификации обучения, повышению уровня самостоятельности студентов.
The article is devoted to the research of the pedagogical potential of the virtual educational environment of teaching the disciplines of the information cycle of future specialists of professional training. The paper analyzes the scientific views of researchers on the interpretation in general and features in particular of the concept of "virtual educational environment", and also indicates that today there is no standardized definition of this term, as virtual educational environment is actively developing today and acquires new characteristics. The specifics of the virtual educational environment, its essential features, as well as procedural aspects of learning in the virtual educational environment, which determine the specifics of the organization of teaching disciplines of the information cycle. Under such conditions, the role of the teacher changes significantly, becoming a kind of curator, not only provides relevant information to students, but also promotes the development of their creative abilities, which has a positive effect on the formation of professional competencies of students. The key functions of the virtual educational environment, which are in constant interaction, are characterized, namely: information and educational; communication; control and administrative. It is noted that the advantages of the virtual educational environment, given the pedagogical science, are flexibility, modularity, interactivity, productivity and efficiency, which allow teachers to teach computer science disciplines, focusing on modern requirements for training future professionals.
It is proved that the functioning of the virtual educational environment contributes to the individualization and intensification of learning, increasing the level of independence of students.