Розвиток і модернізація музичної освіти в Україні в сучасних соціально-економічних умовах набувають все більшої значущості. Проблемою вищої педагогічної освіти сьогодні є проблема якісної підготовки фахівців для музичної школи, а також майбутніх учителів музичного мистецтва для загальноосвітньої школи. Випускники факультетів, які здійснюють підготовку вчителів музичного мистецтва, отримують загалом достатні знання з окремих дисциплін своєї спеціальності, але переважно не володіють необхідними специфічними навичками й уміннями, наприклад, формування слухацької уваги учнів. У статті висвітлено особливості підготовки майбутніх учителів музичного мистецтва до формування слухової уваги молодших школярів, уміння враховувати вікові особливості, притаманні учням молодших класів, які у процесі музичної діяльності у класі фортепіано впливають на актуалізацію їхньої слухової уваги, оскільки вони мають вплив на спроможність молодших школярів до слухового зосередження, його інтенсивності та тривалості. Це передбачає знання вчителем характерних ознак уваги у дітей від шести до десяти років, її виявів, закономірностей процесів її збудження та гальмування, і у зв’язку з цим застосування таких чинників впливу на молодших школярів, які є найефективнішими для кожної з мікровікових груп. Впровадження запропонованої етапності формування слухової уваги молодших школярів проходило з урахуванням вікових особливостей молодших школярів. Тому майбутні учителі були зорієнтовані на оволодіння такою педагогічною майстерністю, яка б розширювала уявлення молодших школярів про художню творчість і, зокрема, творчість музичну, посилювала емоційну насиченість занять, сприяла розвитку асоціативного мислення, фантазії, уяви школярів, тобто забезпечувала музично-творчий розвиток молодших школярів у повному спектрі.
Развитие и модернизация музыкального образования в Украине в современных социально-экономических условиях приобретают все большую значимость. Проблемой высшего педагогического образования сегодня является проблема качественной подготовки специалистов для музыкальной школы, а также будущих учителей музыкального искусства для общеобразовательной школы. Выпускники факультетов, осуществляющих подготовку учителей музыкального искусства, получают в целом достаточные знания по отдельным дисциплинам своей специальности, но преимущественно не обладают необходимыми специфическими навыками и умениями, например, формирования слушательского внимания учащихся. В статье отражены особенности подготовки будущих учителей музыкального искусства к формированию слухового внимания младших школьников, умения учитывать возрастные особенности, присущие ученикам младших классов, которые в процессе музыкальной деятельности в классе фортепиано влияют на актуализацию их слухового внимания, поскольку они имеют влияние на возможность младших школьников к слуховому сосредоточению, его интенсивности и длительности. Это предполагает знание учителем характерных признаков внимания у детей от шести до десяти лет, его проявлений, закономерностей процессов ее возбуждения и торможения, и в связи с этим применение таких факторов воздействия на младших школьников, наиболее эффективных для каждой из микровозрастных групп. Внедрение предлагаемой этапности формирования слухового внимания младших школьников проходило на основе возрастных особенностей младших школьников. Поэтому будущие учителя были ориентированы на овладение таким педагогическим мастерством, которое расширяло бы представления младших школьников о художественном творчестве и, в частности, творчестве музыкальном, усиливала эмоциональную насыщенность занятий, способствовала развитию ассоциативного мышления, фантазии, воображения школьников, то есть обеспечивала музикально-творческое развитие младших школьников в полном диапазоне.
The article discusses the typical age characteristics of primary school children, in the lower grades. These features are in the process of musical activity affect the actualization of musical-auditory attention of students. The teacher should take into account the age characteristics of children six to ten years, because they affect the ability of children to the hearing concentration, intensity and duration. The specific age characteristics primary school children is high sensitivity to external impressions, new items, resulting in students being distracted from what were concentrated. Also for primary school students are characterized by a General instability of attention, symptoms of inattention. Pupils easier to focus on the objects of the external world than their own thoughts and views, so minor irritant external environment can easily distract their attention. In working with children six or seven years expedient is to organize musical activities, which will focus on enhancing its emotional significance (the inclusion of musical and didactic games, the use of musical works on the theme of images of nature, birds and animals, fairy tale characters). It is important to choose music, small volume, hold a brief conversation about the heard music, to perform the task in stages, to evaluate small stages. Children from 8 to 10 years can focus when sources of attention is emotionally neutral factors (questions and tasks). Also children can focus auditory attention on the main. At the age of 9-10 years, fourth grade students, should be trained distribution and selectivity musical-auditory attention of students. To do this, children must exercise control over the music-hearing actions that occur simultaneously. Questions and tasks set by the teacher, should be the benchmark for selectivity musical-auditory attention, its distribution.