Вимоги соціуму до підлітка не завжди збігаються з його потребами, тобто проблеми самореалізації особистості полягають у тому, щоб максимально забезпечити рівновагу суспільних і особистих інтересів індивіда. У статті розкрито сутність волонтерської діяльності та її значення в сучасному суспільстві. Обґрунтовано соціальне становлення особистості у волонтерській діяльності як процес засвоєння підлітком соціального досвіду, який він перетворює у власні ціннісні орієнтації та норми. Визначено причини участі підлітків у волонтерській діяльності: можливість самоствердитися в очах однолітків, батьків, вчителів, бажання знайти нових друзів, можливість спілкування з однолітками, можливість набути нових навичок та знань і проведення власного дозвілля. Запропоновано чинники впливу на поведінку підлітка. Автором розроблено модель підготовки підлітків до взаємодії з соціумом в процесі волонтерської діяльності та охарактеризовано її складові. У статті представлено технологію модульного навчання з підготовки підлітків до волонтерської діяльності як умови їх соціального становлення та ефективність запропонованої моделі підготовки підлітків до волонтерської діяльності. У ході опрацювання експериментальної моделі виявлено, що успішне вирішення проблеми соціального становлення особистості підлітка неможливе без застосування різних інноваційних форм навчання. Одним із ефективних засобів навчання є залучення до практичної діяльності: участь у соціально-педагогічних акціях, у вуличних ігротеках, пропаганда здорового способу життя шляхом театрального мистецтва. Самореалізацію підлітків у різних видах діяльності розглянуто як діяльність, спрямовану на задоволення його особистісних потреб та інтересів, розвиток соціальної рефлексії, набуття життєвого досвіду шляхом виконання різноманітних соціальних ролей. До створення та реалізації таких проектів активно залучаються самі волонтери-підлітки та спеціалісти центру соціальних служб для сім’ї, дітей та молоді.
Требования социума к подростку не всегда совпадают с его потребностями, то есть проблемы самореализации личности состоят в том, чтобы максимально обеспечить равновесие общественных и личных интересов индивида. В статье раскрыта сущность волонтерской деятельности и ее значение в современном обществе. Обоснованно социальное становление личности в волонтерской деятельности как процесс усвоения ребенком социального опыта, который он превращает в собственные ценностные ориентации и нормы. Определены причины участия подростков в волонтерской деятельности: возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новые навыки и знания и проведения собственного досуга. Предложено факторы влияния на поведение подростка. Автором разработана модель подготовки подростков к взаимодействию с социумом в процессе волонтерской деятельности и охарактеризованы ее составляющие. В статье представлены технологии модульного обучения по подготовке подростков к волонтерской деятельности как условия их социального становления и определена эффективность предложенной модели подготовки подростков к волонтерской деятельности. В ходе проработки экспериментальной модели обнаружено, что успешное решение проблемы социального становления личности подростка невозможно без применения различных инновационных форм обучения. Одним из эффективных средств обучения является вовлечение в практическую деятельность: участие в социально-педагогических акциях, в уличных игротеках, пропаганда здорового образа жизни путем театрального искусства. Самореализация подростков в различных видах деятельности рассматривается как деятельность, направленная на удовлетворение его личностных потребностей и интересов, развитие социальной рефлексии, обретение жизненного опыта путем выполнения различных социальных ролей. К созданию и реализации таких проектов активно привлекаются сами волонтеры-подростки и специалисты центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.
The requirements of society to the adolescent do not always coincide with his needs, ie the problems of self-realization of the individual are to maximize the balance of social and personal interests of the individual. The essence of volunteer activity and its importance in modern society are revealed in the article. The social formation of a person in volunteer activity is grounded as a process of learning by a teenager of social experience, which he transforms into his own values and norms. The reasons for participation of teenagers in volunteer activity are defined: the opportunity to assert themselves in the eyes of peers, parents, teachers, the desire to find new friends, the opportunity to socialize with peers, the opportunity to acquire new skills and knowledge and conduct their own leisure. Factors of influence on teenager behavior are suggested. The author has developed a model of preparing adolescents to interact with society in the process of volunteering and its components. The article presents the technology of modular training for the preparation of adolescents for volunteering as a condition for their social formation and the effectiveness of the proposed model of preparation of adolescents for volunteering.
During the development of the experimental model it was found that the successful solution of the problem of social formation of the adolescent’s personality is impossible without the use of various innovative forms of learning. One of the effective means of learning is involvement in practical activities: participation in socio-pedagogical actions, in street playgrounds, promotion of a healthy lifestyle through theatrical art. Self-realization of adolescents in various activities, we consider as activities aimed at meeting his personal needs and interests, the development of social reflection, gaining life experience by performing various social roles. Adolescent volunteers and specialists from the Center for Social Services for Families, Children and Youth are actively involved in the creation and implementation of such projects.