Дисертаційне дослідження присвячене проблемі міжпредметного
перенесення та корекційного управління розвитком загальних пізнавальних
навчальних дій та вмінь молодших школярів із ДЦП зі складання простих
арифметичних задач, опосередкованого розвитком умінь з предметно-сюжетного
малювання.
Визначені особливості та критерії стану міждисциплінарних об’єднань
умінь з предметно-сюжетного малювання, розв’язування і складання простих
арифметичних задач та загальних пізнавальних навчальних дій у молодших
школярів із ДЦП одночасно з умовно-нормативним інтелектуальним розвитком,
затримкою психічного розвитку, легким ступенем розумової відсталості, з
урахуванням яких розроблено методику міжпредметного перенесення та
корекційного управління розвитком загальних пізнавальних навчальних дій та
вмінь молодших школярів із ДЦП зі складання простих арифметичних задач,
опосередкованого розвитком умінь з предметно-сюжетного малювання.
Розроблена методика послідовно та паралельно стимулює вдосконалення
вмінь з предметно-сюжетного малювання, розв’язування і складання простих
арифметичних задач та загальних пізнавальних навчальних дій, що сприяє
значному підвищенню рівнів розвитку й одночасному використанню названих
академічних умінь, адекватному перенесенню вмінь у нові умови, самостійному
своєчасному виявленню та виправленню власних помилок, інтелектуальному
розвитку, а також успішній соціальній адаптації та інтеграції молодших школярів
із ДЦП.
Диссертационное исследование посвящено проблеме межпредметного
перенесения и коррекционного управления развитием общих познавательных
учебных действий и умений младших школьников с ДЦП по составлению
простых арифметических задач, опосредованного развитием умений по
предметно-сюжетному рисованию.
Охарактеризованы умения младших школьников с ДЦП по предметно-
сюжетному рисованию, решению и составлению простых арифметических задач,
общие познавательные учебные действия и их междисциплинарные динамические объединения как сложные, структурно и функционально неоднородные, открытые
системы, способные к взаимосовершенствованию по поливариантным путям.
Определены критерии начального, среднего, достаточного и высокого
уровней развития умений по предметно-сюжетному рисованию, решению и
составлению простых арифметических задач, а также связей между названными
умениями: соответствия рисунка законам композиции, соответствия решения
задачи её типу, соответствия готовой и составленной учеником задачи,
соответствия готовых/созданных учеником рисунка и задачи.
Разработана система простых арифметических задач, предметных и
сюжетных рисунков для комплексного оценивания междисциплинарных
динамических объединений умений по предметно-сюжетному рисованию,
решению и составлению простых арифметических задач, а также систему
оценивания уровней развития самостоятельности младших школьников с ДЦП.
Выявлено, что наивысшего уровня развития достигают умения по
предметно-сюжетному рисованию, самого низкого – умения по составлению
простых арифметических задач, среднего уровня – умения по решению простых
арифметических задач. Определено, что у младших школьников с ДЦП
наблюдается дивергентное развитие умений по предметно-сюжетному
рисованию, решению и составлению простых арифметических задач. Выяснено,
что недостаточно сознательное включение общих познавательных учебных
действий и умений по предметно-сюжетному рисованию, решению и
составлению простых арифметических задач в одно междисциплинарное
динамическое объединение проявляется в трудностях одновременного
применения и адекватного переноса своих умений в новые условия, исправления
ошибок и т. п. Разработана методика, которая является системой эвристических вопросов.
Сущность методики состоит: 1) в целенаправленном стимулировании развития
умений составлению простых арифметических задач при помощи коррекции
умений по решению простых арифметических задач и развития умений по
предметно-сюжетному рисованию; 2) в межпредметном переносе названных
умений и общих познавательных учебных действий с уроков изобразительного
искусства на уроки математики. Методика реализовалась в три этапа: первый –
развивающая работа по предметно-сюжетному рисованию, второй –
коррекционная работа по решению простых арифметических задач, третий –
развивающая работа по составлению простых арифметических задач. Доказано,
что методика: 1) управляет функционированием междисциплинарных
динамических объединений умений по предметно-сюжетному рисованию,
решению и составлению простых арифметических задач и общих познавательных
учебных действий; 2) способствует удовлетворению потребностей учеников в
усовершенствовании названных умений и становлению у детей умения правильно
ставить цели, преодолевать трудности, возникающие в процессе достижения
целей.
Установлено, что в ходе применения методики повышение уровня развития
умений по предметно-сюжетному рисованию способствует повышению уровня
развития умений по решению простых арифметических задач, повышение уровня развития умений по решению простых арифметических задач способствует
повышению уровня развития умений по составлению простых арифметических
задач. Выяснено, что повышение уровня развития умений позволяет
междисциплинарным динамическим объединениям возникать на более высоких
уровнях развития умений и общих познавательных учебных действий, что
способствует одновременному использованию умений по предметно-сюжетному
рисованию, решению и составлению простых арифметических задач и делает
развитие младших школьников с ДЦП конвергентным.
The dissertation research is devoted to the problem of interdisciplinary transfer
and correctional management of general cognitive educational activities and skills
improvement with elementary students with cerebral palsy in compiling simple
arithmetic tasks, mediated by the content drawing skills development.
The ability of elementary students with cerebral palsy in content drawing skills
development, simple arithmetic tasks solving and composing, general cognitive
educational activities and their interdisciplinary dynamic associations, from the point of
their actual and potential development, are described. The criterias for the basic,
intermediate, sufficient and advanced levels of content drawing skills development,
solving and composing simple arithmetic tasks, as well as the congruence of the skills:
the drawings are to be appropriate to the laws of composition, the arithmetic tasks
solutions correspond to the needed type, the composed by the students’ tasks should
match the proposed by the teacher tasks, the congruence of the proposed/composed by
students’ arithmetic tasks to the drawings.
Our methodology is a system of heuristic questions. The methodology considers
elementary students with cerebral palsy to obtain a spectrum of intellectual development
levels. The proposed methodology purposefully, consistently and in parallel stimulates
the content drawing skills development, simple arithmetic tasks solving and composing
skills and general cognitive educational activities improvement, contributes to a
significant increase in development and simultaneous use of the mentioned academic
skills, to adequate transfer of skills to new conditions, to identification and correction of
their own mistakes, to intellectual development, as well as to successful social
adaptation and integration of elementary students with cerebral palsy.