У дисертації обґрунтовано авторську теоретичну багатокомпонентну
порівневу модель складових професійної самосвідомості майбутніх спеціальних
педагогів. За допомогою комплексу психодіагностичних методик виявлено
суперечливу, кризову конфігурацію налаштованостей професійної самосвідомості
та певну специфіку показників її компонентів у залежності від спеціалізації та
курсу навчання студентів-спеціальних педагогів. Емпірично доведено, що
конструктивно-реалістична конфігурація налаштованостей має позитивний, формувальний потенціал, а неконструктивна конфігурація налаштованостей
виступає негативними чинники професійної самосвідомості. На рівні ціннісної
зорієнтованості професійна самосвідомість характеризується середніми
показниками самоставлення та недостатніми показниками рефлексивності та
емпатійності. Обґрунтована та реалізована формувальна психологічна програма
посилення цих чинників з формування професійної самосвідомості майбутніх
спеціальних педагогів, укладені психолого-педагогічні та організаційно-методичні
рекомендації.
В диссертации впервые обобщены междисциплинарные наработки
проблематики профессионального самосознания будущих специальных педагогов.
Обосновано иерархическую структуру психологических компонентов
профессионального самосознания будущих специальных педагогов, исследованы
ее параметры и путем реализации психологической программы психотренинга
усилено определенные констелляции факторов, являющихся формирующими для
профессионального самосознания.
Научно обоснована авторская теоретическая многокомпонентная
поуровневая модель составляющих профессионального самосознания будущих
специальных педагогов, где базовый ее уровень заключают атитюды (эмпатийная,
альтруистическая, антиципационная, релятивистская, манипулятивистская,
нарциссическая, утилитаристская, настроенность на норму взаимности), второй
уровень – «ценностная ориентация» (рефлексивность, самоотношение,
эмпатийность), а третьим уровнем является «смыслообразования» (персональные
ориентации, в частности самоактуализация, самоэффективность,
инновационность).
С помощью комплекса психодиагностических методик выявлено
противоречивую, кризисную конфигурацию настроенности профессионального
самосознания и определенную специфику показателей ее компонентов в
зависимости от специализации и курса обучения студентов-специальных
педагогов. Показано, что конструктивно-реалистичная конфигурация
настроенности (эмпатийная, альтруистическая, антиципационная и настроеность
на норму взаимности) имеет положительный, формирующий потенциал, а
неконструктивная конфигурация настроенности (релятивистская,
манипулятивистская, нарциссическая, утилитаристская) являются негативными
факторами профессионального самосознания.
По результатам факторного анализа доказано, что у будущих логопедов в
структуре факторов с положительным вкладом фигурируют манипулятивистская, утилитаристская и альтруистическая настроенность, в группе будущих
олигофренопедагогов – настроенность на «золотое правило этики»
взаимоотношений и утилитаристская настроенность, в группе будущих
ортопедагогов – настроенность на «золотое правило этики», утилитаристская,
релятивистская, эмпатическая и альтруистическая настроенность. У будущих
логопедов в структуре факторов с отрицательным вкладом фигурирует
антиципационная настроенность, у будущих олигофренопедагогов –
нарциссическая и альтруистическая настроенность, а в группе будущих
ортопедагогов – манипулятивистская и нарциссическая настроенность.
Настроенности тесно связаны с показателями других уровней профессионального
самосознания, такими как эмпатия, самоэффективность, ориентация во времени,
познавательные потребности. Результаты регрессионного анализа подтвердили релевантность
эмпирической модели исследования, которая разделяет профессиональное
самосознание будущих специальных педагогов на три уровня (I уровень –
«моральные аттитюды», ІІ уровень – «ценностной ориентированности», III
уровень – «смыслообразования»). Результаты регрессионного анализа
констатируют, что І уровень профессионального самосознания специальных
педагогов является базовым и детерминирующим для следующих второго и
третьего уровней, а также разграничивает виды моральных аттитюдов
(составляющие профессионального самосознания І уровня) на конфигурации
конструктивно-реалистической (компоненты которой выступают как
детерминирующие с положительными взносами (усиливающие) и
неконструктивной (компоненты которой выступают как детерминирующие с
негативными взносами (ослабляющие) для других параметров исследования
(составляющих профессионального самосознания II и III уровней). Обоснована и реализована психологическая программа усиления
психологических факторов на формирование профессионального самосознания
будущих специальных педагогов. Была достигнута цель программы
профессионального самосознания будущих специальных педагогов по развитию
Я-образа студента, отношение к себе в контексте профессионального развития,
отношений с субъектами профессиональной деятельности, взаимодействия. С
помощью повторных замеров на последнем этапе психологической работы
показаны изменения усиления факторов профессионального самосознания
будущих логопедов (возростание рефлексивности, эмпатийности готовности к
инновациям, увеличение возможностей самореализации, улучшение
самоотношения, а также уменьшение релятивистской, манипулятивистской и
нарциссической настроенности) и будущих олигофренопедагогов (возрастание
самоэффективности, эмпатийности, увеличение возможностей самореализации,
улучшение самоотношения, а также уменьшение релятивистской, манипулятивной
и нарциссической настроенности). Показатели контрольной группы будущих
ортопедагогов остались без изменений. Доказана эффективность проведенной
работы по формированию психологических факторов профессионального
самосознания специальных педагогов. На основе теоретико-эмпирической и психологической работы составлены
психолого-педагогические и организационно-методические рекомендаций по
совершенствованию психолого-педагогической работы над ростом
профессионального самосознания студентов будущих специальных педагогов.
Рекомендации основываются на необходимости интенсификации комплексной
психолого-педагогической работы по формированию альтруистической,
эмпатической, антиципационной настроенности, которые выступают в структуре
профессионального самосознания будущего специального педагога базовыми
факторами, а также ориентации на педагогические ценности и инновационность.
The author's theoretical multi-component comparative model of components of
professional self-consciousness of future special educators is scientifically substantiated
in the dissertation. With the help of a set of psychodiagnostic methods revealed a
contradictory, crisis configuration of professional self-consciousness and a certain
specificity of its components depending on the specialization and course of study of
students-special educators. It is empirically proved that the constructive-realistic
configuration of attitudes has a positive, formative potential, and the non-constructive
configurations of attitudes are negative factors of professional self-consciousness. At the
level of value orientation, professional self-consciousness is characterized by average
indicators of self-esteem and insufficient indicators of reflexivity and empathy. The
formative psychological program of strengthening of these factors on formation of
professional self-consciousness of future special educators is substantiated and realized,
the psychological-pedagogical and organizational-methodical recommendations are
produced.