Дисертація присвячена теоретико-емпіричному дослідженню формування
емоційної стійкості майбутніх олігофренопедагогів, логопедів і спеціальних
(практичних) психологів як психологічного чинника їх підготовки до проведення
корекційної роботи з дітьми з аутизмом.
Визначено психологічний зміст і сутність поняття «емоційна стійкість»;
з’ясовано компоненти емоційної стійкості: мотиваційний, когнітивний,
емоційно-вольовий; обґрунтовано критерії та рівні емоційної стійкості, як
психологічного чинника готовності до проведення корекційної роботи фахівців
спеціальної освіти; виявлено основні напрями формування емоційної стійкості:
асертивний, інтернальний, праксеологічний; розроблено, апробовано та доведено
ефективність авторської програми та методики формування емоційної стійкості
у майбутніх фахівців під час навчання у ЗВО.
Диссертация посвящена теоретико-эмпирическому исследованию
формирования эмоциональной стойкости будущих специалистов
(олигофренопедагогов, логопедов и специальных психологов (практических) как
психологического фактора их подготовки к проведению коррекционной работы с
детьми с аутизмом. Представлен теоретический анализ феномена эмоциональной стойкости как интегрированного личного качества, влияющего на
эффективность результата взаимодействия, психодиагностики, коррекции и
коммуникации будущих специалистов и детей с аутизмом. Определены
содержание и сущность межличностного взаимодействия в диадах «студент-
ребёнок с аутизмом» и «преподаватель-студент». Выделены психологические
факторы развития исследуемого феномена у будущих специалистов в структуре
психологической готовности, а именно: мотивационный, когнитивный,
эмоционально-волевой. Определено, что каждый из этих компонентов входят в
структуры эмоциональной стойкости в следующем интегрированном варианте,
т.е. эмоциональная стойкость состоит из эмпатии, самоконтроля, саморегуляции,
толерантности, альтруизма, стрессостойкости, управления эмоциями,
эмоционального осознания, сдерживание эмоций. Обоснованы категории
развития эмоциональной стойкости основных компонентов психической
готовности по факту эмоциональной стойкости.
Критериями мотивационного компонента являются: самоконтроль,
саморегуляция, ориентация на альтруизм, работу, результат, самостоятельность
и свободу; когнитивного компонента – интернальность (ответственность),
гибкость, доверительность, планирование, программирование; эмоционально-
волевого – эмпатия, толерантность, любовь к ребёнку, ориентация на результат,
сдержанность и ответственность, ласка, позитивные радостные и приятные
эмоции. Выявленные на основе критериев психологической готовности к
коррекционной работе с детьми с аутизмом уровни эмоциональной устойчивости
будущих специалистов показали наличие низкого и среднего уровня
исследуемого феномена, что свидетельствует о необходимости проведения в
рамках обучения в высшей школе специальной работы с целью формирования
эмоциональной стойкости во время будущей деятельности с детьми с аутизмом.
Разработано программу подготовки будущих специалистов с целью
формирования психологической готовности студентов к коррекционной работе в
стрессогенных и эмоциональных профессиональных ситуациях (тревога, плач,
негативизм, крик, агрессия, самоагрессия, паника у ребёнка, желание избежать
взаимодействия); определено, что студент должен научится владеть собой,
применить к себе приемы саморегуляции, настойчивости; будущий специалист,
который обучался по авторской программе сформировался спокойным,
ласковым, внимательным, эмпатийным человеком, приобретая навыки
ассертивного (настойчивого) поведения, интернальных (ответственных)
действий и праксеологического (деятельностного) решения эмоциональных
проблем непосредственно во время взаимодействия (игра, труд, учёба, общение,
и др.) с детьми с аутизмом. Доказана эффективность внедрения
экспериментальной психологической программы в образовательный процесс
студентов-будущих специалистов.
The researcher defined psychological meaning and essence of the "emotional
stability" concept of future specialists; singled out the structural components of
specialists’ future readiness to provide correctional work with autistic children;
justified the criteria and levels of emotional stability as a psychological factor of future
specialists’ readiness to provide correctional work; identified the main directions of
emotional stability formation: assertive, internal, praxeological; developed, tested and
proved the effectiveness of the author’s program and methods of forming emotional
stability in future professionals while studying institutions of higher education.