Дисертація є теоретико-експериментапьним дослідженням з питання формування в учнів загальноосвітніх шкіл поняття про позицію автора художнього твору. У роботі подається науково обгрунтована та практично перевірена методика аналізу художнього тексту з акцентом на авторській позиції, доводиться її доцільність та ефективність. Експериментально перевірено, що запропонована методика забезпечує формування грамотного читача (учня), здатного виявити авторську позицію в художньому творі. У роботі висвітлено наукові основи усвідомлення авторської позиції, проаналізовано нагромаджений досвід вирішення проблеми й теоретично обгрунтовано перспективні шляхи його використання на уроках літератури. Виявлено, що запропонована система роботи, яка сприяє з’ясуванню
авторської позиції у процесі вивчення художніх творів на уроках літератури,
істотно підвищує продуктивність розумової діяльності старшокласників, рівень
їхніх знань, умінь. Ефективність системи обґрунтовано теоретично, перевірена
експериментально й підтверджено практикою.
The thesis is a theoretical and experimental research on the problem of understanding of senior pupils of the author’s position in literary work at the school subject “Ukrainian Literature”. The main point of methods is concluded in forming the pupils’ abilities of perception of the works of art, and giving the flavour of Philosophy, Pedagogics, Psychology, Literary Criticism, Methods of Teaching Literature. The research suggests a new system of work aimed to understanding of the author’s position at the lessons of Ukrainian literature. It considers peculiarities of author’s position according to the main features of each kind of literature. The efficiency of the system has been based theoretically, examined experimentally and proved in practice. The author’s position is very insufficiently studied in Ukraine, better - by westEuropean scholars. Thus we used their progress. The author’s position depends on general principles, which a writer is guided by, but includes also those special purposes, which he pursues as the author in the process of preparation of his works. We focus our attention on the problems specific namely for the historical novel as a special kind of literature, that is the interaction of imagination and fact in the historical novel, the correlation of the author and his/her hero in it, of fiction and document, the specific delineation of character in the historical novel, the peculiarity of its composition and its genre chronotope. In addition epic stories, dramas and lyric poems were examined in the thesis. There is the program of experimental and studying education on author’s position at the lessons of literature in this dissertation. It is proved that suggested methodical system raises the productivity of senior pupils’ mental activities, the levels of their knowledge abilities.
Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием
формирования в учеников общеобразовательных школ понятия о позиции автора
художественного произведения. Актуальность исследования обусловлена тем, что в методике преподавания школьного курса литературы авторской позиции в наше время уделено недостаточно внимания. Такое явление объясняется следующим: не только в методике преподавания литературы, но и в теории литературы украинскими
литературоведами такие важные вопросы, как автор в художественном произведении, скрытая авторская позиция и подтекст как особенная форма
авторской позиции, во многих аспектах еще только разрабатываются. В работе проанализированы взгляды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, литературоведов и методистов на проблему осознания старшеклассниками авторской позиции художественных произведений. Охарактеризованы все доступные уровню знаний и умений учеников особенности позиции автора (подтекст, скрытая и ярко выраженная авторская позиция). В исследовании представлены научные основы понимания авторской позиции, проанализирован накопленный опыт решения проблемы и теоретически обоснованы перспективные пути его использования на уроках литературы. Под понятием „авторская позиция” следует понимать отношение автора к своим героям, выраженное в содержании самого названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках писателя. Самыми главными способами ее передачи есть портрет, пейзаж, взаимные характеристики героев, лирические отступления, то есть все те факторы, которые существенно влияют на наше отношение к произведению и его героям. Каждое произведение есть неповторимым явлением искусства с авторским особенным видением мира, своими законами нюансов его построения, следовательно, и своеобразной авторской позицией, ее закономерностями художественного выражения, ее структурой. А поэтому, учитывая особенности выявления авторской позиции в произведениях разных жанров, нужно принимать во внимание в процессе изучения художественного текста, кроме общего, и индивидуальное, неповторимое, особенное, то, что отличает одного писателя от другого. Предложена методическая система изучения авторской позиции в школьном курсе „Украинская литература”. Ее суть состоит в формировании у старшеклассников умений и навыков восприятия художественных произведений. Эта методика способствует пониманию авторской позиции в процессе изучения художественных произведений на уроках литературы. Эффективность системы обоснована теоретически, проверена экспериментально и подтверждена практикой. Методическая система изучения авторской позиции рассматривается как научно обоснованная классификация содержания, методов, приемов, видов и форм учебной деятельности. Доведено, что предложенная методика преподавания является педагогически целесообразной, поскольку способствует формированию в лице старшеклассника квалифицированного читателя, способного правильно определить авторскую позицию, своеобразие авторского видения мира. Исследование проблемы осознания авторской позиции писателя дает основания для выводов, что без скрупулезной работы учеников под руководством хорошо методически подготовленного учителя вопрос позиции автора, разных ее проявлений и подтекста художественного произведения как одного из самых сложных ее разновидностей, понимание и раскрытие авторской позиции
невозможно. Авторская позиция не просто существует, но и всегда функционирует
как подтекст или выраженная непосредственно, каждый раз и в каждом отдельном
случае, только нужно ее уловить, ощутить, постичь. Материалы к изучению проблемы осознания авторской позиции писателя в художественных произведениях обобщены в таблицах, рисунках и диаграмме. Новые подходы к организации учебной деятельности соответствовали гуманистической парадигме образования и способствовали воспитанию толерантного отношения к разным точкам зрения при обсуждении проблем, поднятых в произведениях, ориентировали на самопознание, побуждали к сопоставлению своей мировоззренческой позиции с позициями других участников обсуждения во время дискуссии, диспута, фронтальной беседы или групповой работы. Выявлено, что экспериментальная методика значительно повышает продуктивность мыслительной деятельности старшеклассников, уровень их знаний, умений, влияет на формирование гуманистического мировоззрения учеников. Более того, эта система создает условия для развития самостоятельности, творческих возможностей и исследовательских способностей учащихся. Материалы диссертации дают теоретико-методические основания для
совершенствования программ, учебников и пособий. Основные результаты
исследования могут быть использованы в учебном процессе школ различных
типов, педагогических институтов и университетов