Дисертація присвячена аналізу структури, чинників, механізмів та динаміки духовної самосвідомості в юнацькому віці. Представлено новий концептуальний підхід до соціально-психологічного системного аналізу духовної самосвідомості, де основними системоутворювальними чинниками визначено світську освіту та релігійну просвіту юнацтва в основній сфері самоздійснення цього вікового періоду – навчально-професійній діяльності. Створено структурно-динамічну модель духовної самосвідомості, визначено її базові компоненти – емоційно-почуттєвий, пізнавально-когнітивний, поведінково- діяльнісний та мотиваційно-вольовий, види – фізична, психічна та соціокультурна, а також форми – індивідуальна, групова та суспільна. Обґрунтовано критерії, рівні й показники ґенези духовної самосвідомості; механізми та закономірності її розвитку в юнацькому віці. Обгрунтовано, розроблено та апробовано систему роботи з розвитку духовної самосвідомості юнацтва, що базується на механізмах і закономірностях її функціонування, поєднує корекційні та розвивальні напрямки. Доведено ефективність "Програми розвитку базових компонентів духовної самосвідомості у юнацькому віці" та можливість її застосування практичними психологами, викладачами психології, педагогами при роботі з молоддю.
Диссертация посвящена анализу структуры, факторов, механизмов и динамики духовного самосознания в юношеском возрасте. Представлен новый концептуальный подход к социально-психологическому системному анализу духовного самосознания, где основным системообразующим фактором определены светское образование и религиозное просвещение юношества в основной сфере самоосуществления этого возрастного периода – учебно-профессиональной деятельности. Разработана структурно-динамическая модель духовного самосознания, определены ее основные компоненты – эмоционально-чувственный, познавательно- когнитивный, поведенческо-деятельностный и мотивационно-волевой, виды – физическое, психическое и социокультурное, а также формы – индивидуальное, групповое и общественное самосознание. Обоснованы критерии и показатели генезиса духовного самосознания и механизмы его развития в юношеском возрасте. На основании теоретического анализа проблемы выявлены критерии развития духовного самосознания личности: личностная зрелость, ощущение удовлетворенности жизнью, реализация жизненных целей; личностные стратегии самоутверждения, готовность к профессиональному саморазвитию, наличие потребности в саморазвитии, уровень самореализации в процессе профессионального развития; способность к целеполаганию и самоконтролю в процессе самореализации. Определены механизмы развития базовых компонентов духовного самосознания : эгоцентризм, децентрация, самопознание, эмпатия, самоотношение и самопринятие, идентификация, самоидентификация, обратная связь, рефлексия, саморефлексия, самоконтроль, сознательные волевые усилия и совесть, самоактуализация, самореализация, трансценденция, а также стратегии индивидуально-личностного развития духовного самосознания в юношеском возрасте через такие факторы как светское образование и религиозное просвещение. Обобщение полученных теоретических и эмпирических знаний о структуре, типологии, уровнях и механизмах духовного самосознания юношества позволили сформулировать общие закономерности его развития: - развитие духовного самосознания юношей и девушек происходит при постепенном иерархически выстроенном усложнении базовых компонентов его структуры – познавательно-когнитивного, эмоционально-чувственного, поведенческо-деятельностного, где доминирующим выступает мотивационно- волевой компонент; - иерархическое изменение структуры духовного самосознания сказывается на качественных преобразованиях композиции внутреннего "Я" юношей и девушек, выражающающихся через динамическое взаимодействие "Я - физического", "Я - психического" и "Я - социокультурного" в направлении их интергативного сочетания в "Я- духовном"; - определенная иерархическая структура (гармоничная, дисгармоничная или сбалансированная) компонентов, видов, форм и уровней (индивидно-личностный, личностно-индивидуальный, индивидуально-субъектный) развития духовного самосознания актуализирует стратегии (конструктивные деструктивные, альтруистические-эгоистические, духовные-антидуховные) поведения, деятельности юношей и девушек, влияет на особенности их социализации и самореализации в собственном жизненном пространстве. Обоснована, разработана и апробирована система работы, направленная на развитие духовного самосознания юношества, которая базируется на механизмах и закономерностях его функционирования и объединяет коррекционные и развивающие направления. Доказана ефективность "Программы развития базовых компонентов духовного самосознания в юношеском возрасте" и возможности ее использования практическими психологами, преподавателями психологии, педагогами в работе с молодежью Общей целью программы является достижение таких изменений внутреннего "Я" личности юношей, которые направлены на общечеловеческие позитивно- ценностные сдвиги их индивидуально-личностного развития в направлении раскрытия субъектности и духовности; выработку осознанно ответственной автономной позиции, конструктивно-альтруистических, духовно направленных стратегий поведения, обеспечивающих актуализацию и реализацию потенциала развития духовного самосознания в юношеском возрасте.
The thesis analyzes the structure, factors, mechanisms and dynamics of mental self- consciousness in adolescence. It presents a new conceptual approach to social and psychological systems analysis of mental consciousness, where the main system-forming factors are secular education and religious education of youth in the main field of self- realization at this age - educational-professional activities. There was created a structural and dynamic model of mental self-consciousness, as well as identified its basic components - emotional and sensual, cognitive, behavioral and motivation and will, kinds - physical, psychological and social and cultural, and forms - individual, group and social. The criteria, levels and indicators of the genesis of mental self-consciousness, mechanisms and patterns of development in adolescence were justified . There was reasoned, developed and tested a system of mental development of youth identity, based on the mechanisms and regularities of its functioning, combining correctional and developing directions. The efficiency of the "Program of the basic components of mental self-consciousness in adolescence" and the possibility of applying by practical psychologists, professors of psychology when working with young people, was proved.