Дисертацію присвячено проблемі формування екологічної культури в розумово відсталих підлітків у процесі вивчення природознавства. Визначено теоретико-методичні засади екологічного виховання учнів, які потребують корекції розумового розвитку. Викладено результати вивчення та аналізу реального досвіду роботи з формування екологічної культури розумово відсталих підлітків у навчально- виховному процесі допоміжних шкіл. Визначено показники, критерії та рівні сформованості екологічної культури розумово відсталих учнів 6 – 9-х класів, показано її особливості, вікову динаміку та потенційні можливості. Розроблено корекційно-виховну технологію формування в розумово відсталих підлітків екологічної культури як сукупності методів, прийомів і дій педагогів та учнів, а також навчально-виховних заходів, спрямованих на формування й розвиток когнітивного, емоційно-аксіологічного та поведінково-діяльнісного компонентів означеного феномену, що ґрунтується на органічній взаємодії теоретико-методичних підвалин технології та практичних шляхів їх реалізації. Розроблено та опрацьовано її змістово- процесуальну основу та методичне забезпечення: тематичний модуль “Основи екології ( Донеччина)” та технологічний модуль (набір технологічних карт для 6 – 9-х класів).
Диссертация посвящена проблеме формирования экологической культуры у умственно отсталых подростков в процессе изучения природоведения. В исследовании представлен анализ теоретико-методических основ экологического воспитания детей с ограниченными умственными возможностями; раскрыт потенциал природоведения как основного средства формирования экологической культуры. При этом экологическая культура умственно отсталого подростка рассматривается нами как личностный феномен, формирование которого заключается в русле когнитивного, эмоционально-аксиологического и деятельностного аспектов, отображающихся в неразрывном единстве элементарных знаний, представлений о природе, ее объектах и явлениях, адекватного эмоционально -ценностного отношения к ней и соответствующих практических умений и навыков в системе “природа-человек”, и, в результате, предполагающих становление экологической компетентности. В диссертации представлен анализ опыта работы по экологическому воспитанию в специальных школах-интернатах; дана целостная характеристика особенностей экологической культуры умственно отсталых учащихся 6 – 9-х классов, в частности, представлены своеобразие проявления интереса к природе и природоохранной деятельности, экологических оценок, чувств, потребностей и способностей к осознанной самостоятельной практической деятельности в природе; определены показатели, критерии, уровни сформированности экологической культуры, ее возрастная динамика и потенциальные возможности учащихся. Разработана и внедрена в практику вспомогательных школ коррекционно- воспитательная технология формирования экологической культуры у умственно отсталых подростков в процессе изучения природоведения. Экспериментальная технология представляет собой совокупность методов, приемов и действий педагогов и учеников, а также учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие когнитивного, эмоционально-аксиологического и поведенческо-деятельностного компонентов экологической культуры, и основывается на органическом взаимодействии и взаимозависимости теоретико-методических основ технологии и практических путей ее реализации. Структурную основу коррекционно-воспитательной технологии формирования экологической культуры определили два основных компонента: управленческий и информационный. Суть управленческого компонента заключалась в обосновании теоретико-методических основ построения экспериментальной технологии ( научно-методических положений, аспектов, принципов, направлений коррекционно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры у учащихся 6 – 9-х классов вспомогательной школы в процессе изучения природоведения). Содержание и структуру информационного компонента составили теоретико-содержательные положения и содержательные линии, основанные на теоретических обобщениях управленческого компонента и реализованные в содержательном и методическом обеспечении: тематическом модуле “Основы экологии (Донецкая область)” и технологическом модуле (наборе технологических карт для 6 – 9-х классов). Целостность педагогического влияния обеспечивалась взаимосвязью уроков природоведения и внеурочных занятий, а также использованием системы методов и приемов коррекционной работы. Качественный и количественный анализ полученных экспериментальным путем результатов исследования подтвердил эффективность и целесообразность внедрения в практику работы вспомогательной школы разработанной коррекционно- воспитательной технологии формирования экологической культуры у умственно отсталых подростков в процессе изучения природоведения.
The thesis is devoted to the problem of forming the ecological culture with the
mentally retarded teenagers in the process of studying the natural history. The theoreticmethodical foundations of the ecological education and upbringing of schoolchildren who
need the correction of their intellectual development are defined.
The investigation shows the results of the study and analysis of the real experience
gained in the process of work aimed at the formation of the ecological culture of the middle
and senior formers in the study-education process at the auxiliary schools of the Donetsk
region.
The author also defines the indecies, criteria and levels of the ecological culture
formation with the mentally retarded teenagers of the 6th-9th forms; their age dynamics and
potentialities are also shown.
The correction-educational technology of forming the ecological culture with the
intellectually backward teenagers as a specially designed system aimed at the pedagogical
guidance over the elaboration with the pupils the motivational, cognitive, sensible and
behaviour-actional components of the above-mentioned phenomenon is worked out; its
content-processional basis and methodical provision (programme “Basis of Ecology (
Donetsk Region)” and a set of technological cards for the 6th, 7th, 8th, 9th forms of the
auxiliary school is worked out and put into practice as well.