У дисертації досліджується проблема формування здатності до професійної самореалізації у магістрів музично-педагогічної освіти в процесі інструментальної підготовки. Проаналізовано стан даної проблеми у науковій літературі, у теорії та практиці музичної освіти, визначено сутність професійної самореалізації магістрів музично-педагогічної освіти та її компонентну структуру; визначено зміст поняття "здатність до професійної самореалізації"; обґрунтовано методичні засади формування здатності до професійної самореалізації та педагогічні умови підвищення ефективності цього процесу. Уточнено систему професійних стандартів підготовки магістрів музично- педагогічної освіти, які втілені у професіограмі, також конкретизовано класифікацію індивідуальних стилів педагогічного спілкування на заняттях з основного інструменту за ступенем впливу на здатність до професійної самореалізації магістрів музично-педагогічної освіти та виявлено оптимальні стилі педагогічного спілкування. Обґрунтовано важливість педагогічної фасилітації в процесі формування здатності до професійної самореалізації магістрів, а також вивчено механізми формування "антикризового імунітету" як затребуваної якості в процесі професійної самореалізації. Розроблено та апробовано методику поетапного формування здатності до професійної самореалізації у магістрів-піаністів. Результативність застосованої методики виявилась у позитивній динаміці рівнів здатності до професійної самореалізації в учасників експериментальної групи порівняно з контрольною.
В диссертационном исследовании рассматривается актуальная проблема формирования способности к профессиональной самореализации у магистров музыкально-педагогического образования в процессе инструментальной подготовки. Осуществлён ретроспективный анализ научной литературы по исследуемой проблеме в теории и практике музыкального образования, определены сущность и компонентная структура профессиональной самореализации магистров музыкально-педагогического образования; дано определение понятию "способность к профессиональной самореализации". В исследовании была разработана система профессионально- образовательных стандартов, которые ориентируют на высокое качество выполнения деятельности, и выявлены взаимосвязи между сформированностью образа "идеального профессионала" и стремлением к профессиональной самореализации. Автором предложена классификация стилей педагогического общения на занятиях фортепиано, сгруппированных по степени их влияния на формирование способности к профессиональной самореализации. Главными структурными компонентами профессиональной самореализации магистров-пианистов определены: потребностно- мотивационный; функционально-технологический; творчески- исследовательский и коммуникативно-регулятивный. В исследовании теоретически обосновано, что формирование готовности к профессиональной самореализации обеспечивается выполнением следующих педагогических условий: обеспечение синергетически-творческого характера музыкального взаимодействия как способности к открытому обмену музыкальными смыслами; создание мотивационно-стимулирующей среды профессиональной самореализации путём целенаправленной фасилитирующей поддержки развития профессионального потенциала магистров; педагогическое стимулирование возникновения "антикризисного иммунитета" как способа мобильной саморегуляции в профессиональном пространстве. В соответствии с разработанным критериальным аппаратом осуществлено диагностирование существующего уровня способности к профессиональной самореализации у студентов-магистрантов и проанализированы его результаты, которые продемонстрировали наличие у большинства испытуемых низкого уровня её сформированности. Это вызвало необходимость разработки экспериментальной методики повышения способности к профессиональной самореализации в процессе инструментальной подготовки студентов-магистров. Результативность экспериментальной методики была обусловлена её поэтапным внедрением. На первом, информационно-адаптационном этапе происходило ознакомление с требованиями к профессии преподавателя высшего учебного заведения, с понятием "профессиональная самореализация магистров". Целью этого этапа были активизация рефлексивной деятельности магистров и актуализация существующих знаний и умений. Для выполнения этих заданий были использованы методы создания индивидуальной психокарты; персонального плана-стратегии развития, а также была проведена информационная работа с преподавателями магистров. Целью второго, индивидуализационно-технологического этапа было воплощение в практических действиях «ситуации успеха» на основе синергетически-творческого взаимодействия между педагогом и студентом-магистром. Среди его главных заданий были формирование индивидуального исполнительского стиля у магистров, а также практических алгоритмов использования приобретённых знаний и умений. На этом этапе были использованы методы создания словесной интерпретации музыкальных произведений, редактирования уртекстов произведений И.Баха, создания «ситуации успеха», а так же комплексная методика по формированию исполнительской стабильности. Третий этап – практически-коммуникативный – служил для закрепления исполнительских и педагогических умений в процессе ассистентской практики. Главной целью этого этапа стало формирование одного из оптимальных стилей педагогического общения. Методами работы были: создание искусственной «кризисной» ситуации, ролевая игра-тренинг «Я-преподаватель» и проведение открытых уроков со студентами по классу фортепиано. Исследованием установлено, что процесс формирования готовности к профессиональной самореализации, организованный в соответствии с разработанными педагогическими условиями и построенный на поэтапной методике, имел положительную динамику роста способности к профессиональной самореализации. Сравнительная характеристика полученных экспериментальных данных на основе количественных и качественных показателей экспериментальных и контрольных групп свидетельствует об эффективности разработанной методики. Таким образом, предложенная методика может использоваться в процессе фортепианной подготовки магистров музыкально-педагогического образования.
The dissertation investigates the problem of power of professional fulfillment in the master of music and education in the process of preparation. The condition of this problem in the scientific literature, the theory and practice of music education is specified, the essence of "professional self-realization magister of music and education" and definite meaning phenomenon defined by its component structure, and methodological foundations of power of professional fulfillment investigated pedagogical conditions improve efficiency of power of professional fulfillment. The system of professional standards magisters of music and education, which are embodied in the professional program, as specified classification of individual styles of teaching communication in the classroom with the main tool of the degree of influence on the ability to self-realization of magister of music and education and found the best style of teaching communication. Substantiates the importance of teacher facilitation in the formation of the capacity for self-realization of magisters and studied the mechanisms of formation of "anti-crisis immunity" as requested money in the process of self-realization. Grounded and conducted experimental work on phase formation capacity for professional fulfillment in magister pianists. The effectiveness of the applied methodology proved positive dynamics in levels of capacity for professional fulfillment.