У дисертації досліджено теоретичні та методичні засади навчання ергономіки майбутніх учителів технологій. Проаналізовано становлення і розвиток ергономічної освіти; висвітлені теоретико-методологічні аспекти проблем взаємодії людини і техніки; роль ергономіки у забезпеченні професійної працездатності майбутніх учителів технологій. Обґрунтовано світоглядне, методологічне і загальнокультурне значення ергономіки в умовах постіндустріального суспільства. Розроблено концепцію і модель навчання ергономіки майбутніх учителів технологій; спроектовано методичну систему, яка відображає концепцію навчання ергономіки майбутніх учителів технологій; визначено критерії та показники ефективності формування ергономічних знань і вмінь. У роботі подано методичну систему навчання ергономіки майбутніх учителів як динамічний процес реалізації взаємопов’язаних і взаємозумовлених загальнотехнічної та педагогічної складових, які забезпечують прогнозовану якість формування професійно значущих якостей особистості. Виявлено організаційно-методичні умови навчання ергономіки майбутніх учителів технологій: використання методичної системи навчання ергономіки майбутніх учителів технологій дозволяє більш повно і комплексно репрезентувати у змісті навчального матеріалу основи відповідних наукових знань; узагальнені способи діяльності з отримання цих знань і їх застосування; формування змістового компонента методичної моделі навчання ергономіки здійснюється на трьох рівнях: на рівні загального теоретичного уявлення, на рівні навчальної дисципліни (рівні інтеграції змісту навчальних дисциплін); на рівні навчального матеріалу з наступним етапом реалізації проекту в процесі навчання і його коригування фактичним засвоєнням навчального матеріалу студентами.
Диссертация содержит результаты разработки теоретических и методических основ обучения эргономике будущих учителей технологий. В работе проанализировано становление и развитие эргономического образования; теоретико-методологические аспекты проблем взаимодействия человека и техники; роль эргономики в обеспечении профессиональной работоспособности будущих учителей технологий. Обосновано мировоззренческое, методологическое и общекультурное значение эргономики в условиях постиндустриального общества. Концепция обучения эргономике будущего учителя в педагогическом университете отражает целостную систему представлений о модели обучения эргономике (компоненты, стадии, уровни) и детерминированных ею характеристиках целевого (глобальные, этапные, фазовые, оперативные и интегративные цели), содержательного (открытый метакурс эргономики, включающий взаимосвязанные области – научно-предметную, профессионально- педагогическую и социокультурную) и процессуального (в основе – учебно- профессиональная ситуация) компонентов формирования эргономических знаний и умений будущего учителя технологий. Модель методической системы обучения эргономике будущего учителя технологий определяет совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств, организационных форм и управления), необходимых и достаточных для создания целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, ориентированного на формирование эргономических знаний будущего учителя технологий. Содержание образования, направленного на обучение эргономике будущего учителя технологий, рассматривалось на трех традиционных уровнях (общего теоретического построения содержания; учебных предметов как конкретизации первого уровня; учебного материала) и реализовалось на четвертом (процесс обучения) и пятом (структура деятельности личности обучаемого) уровнях. Реализация нами открытого метакурса эргономики позволила выделить три его основные модели: 1) интегративный комплекс дисциплин эргономического цикла; 2) открыто распределенный курс эргономики при обучении специальным дисциплинам, организации научно-исследовательской работы студентов на основе междисциплинарных связей средствами эргономических технологий, интеграции всех компонентов эргономической образовательной среды высшего учебного заведения; 3) модульно-распределенный курс, характеризующийся распределенностью отдельных разделов эргономики по другим дисциплинам (как естественнонаучным, так и гуманитарным) и модульным построением содержания курса эргономики (включая и вынос отдельных модулей в дистанционное обучение). Выделенные нами в содержании открытого метакурса эргономики взаимосвязанные области, представлены на уровне учебных курсов в виде программы в традиционном ее понимании. Однако в реальном учебном процессе они отражались на уровне учебного материала в виде проблемно-предметного поля, что в сочетании с логической структурой конкретного учебного курса дает возможность расширить минимум содержания учебного материала вариативной частью. Это позволило передать специфику направления профессиональной подготовки и конкретной специальности будущего педагога, а также интересы и склонности обучаемых, и выявить альтернативные варианты композиции содержания и его развертывания в процессе изучения открытого метакурса эргономики. При реализации методической системы обучения эргономике будущих учителей технологий в реальном учебном процессе нами выделены следующие этапы (когнитивно-информационный, профессионально-педагогический и мировоззренческий); для различных этапов представлена характеристика компонентов методической системы обучения эргономике будущих учителей технологий.
This thesis deals with theoretical and methodical ergonomics training bases for the prospective technology teachers. It analyses formation and development of ergonomics studies; theoretical and methodical approaches to the interaction of a human being and technology; role of ergonomics in ensuring professional working capacity of the prospective technology teachers. It proves world-view, methodological and universal cultural significance of ergonomics in the post-industrial society. It also develops concept and model of ergonomics training of the prospective technology teachers; plans methodical system reflecting concept ergonomics training of the prospective technology teachers; determines criteria and indicators of effective ergonomic knowledge and skills formation. This work presents methodical system of the prospective technology teachers training as a dynamic realization process of interrelated and interdependent technological and pedagogical components providing for the predicted quality of professionally significant personal qualities formation. The thesis reveals organizational and methodical terms of ergonomics training of the prospective technology teachers: application of methodical system of ergonomics training of the prospective technology teachers permits to represent the principles of the appropriate scientific knowledge in the matter of educational material more completely and comprehensively; generalized methods of the obtaining knowledge and their application; formation of the meaningful methodical model component of ergonomics training is accomplished at three levels: general theoretical concept level, subject matter level (level of integration of subject matter contents); educational material level with the subsequent project realization in the process of training and its adjustment to the practical mastering of educational material by the students.