У дисертації конкретизовано поняття “соціально-побутове орієнтування дітей- сиріт молодшого шкільного віку із ЗПР”, визначено компоненти, складові, методи та форми корекції, запропоновано діагностику рівня сформованості знань, умінь та навичок соціально-побутового орієнтування в аспекті суб’єкт–об’єктної та суб’єкт– суб’єктної активності. Виявлено основні рівні сформованості СПО в аспекті діяльності та спілкування у дітей-сиріт молодшого шкільного віку із ЗПР. Із названих позицій проведено порівняльне експериментальне дослідження рівня сформованості знань, умінь та навичок СПО в дітей-сиріт молодшого шкільного віку із ЗПР, дітей з нормальним психофізичним розвитком та дітей із ЗПР, які виховуються в умовах родини. Виявлено психологічні особливості сформованості соціально-побутового орієнтування дітей-сиріт молодшого шкільного віку із ЗПР та на цій основі обґрунтовано концептуальні засади корекційно-виховної роботи, розроблено та апробовано корекційну методику, яка спрямована на підвищення ефективності підготовки дітей-сиріт молодшого шкільного віку із ЗПР до самостійної життєдіяльності.
Диссертационное исследование посвящено теоретическому и практическому изучению социально-бытового ориентирования детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР. В диссертации на основе анализа общей и специальной научно-педагогической и методической литературы по проблеме раскрыто понятие “социально-бытовое ориентирование детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР”. Определены компоненты, составные, методы и формы коррекции. В результате исследования разработан диагностический комплекс для определения уровня сформированности знаний, умений и навыков социально-бытового ориентирования в аспекте субъект-объектной (деятельность) и субъект-субъектной активности (общение) у детей младшего школьного возраста. Выявлены психологические особенности сформированности знаний, умений и навыков социально-бытового ориентирования в аспекте субъект-объектной (деятельность) и субъект-субъектной активности (общение) у детей младшего школьного возраста. Полученные данные свидетельствуют о важности формирования у детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР знаний, умений, навыков к социально-бытовому ориентированию, что является значимым для оптимизации процесса их социально-психологической адаптации не только к условиям школы-интерната, но и за его пределами. Разработана структура, содержание методики и методическое обеспечение занятий по социально-бытовому ориентированию в аспекте субъект-объектной (деятельность) и субъект-субъектной активности (общение) для гармоничной социализации ребенка с нарушениями психофизического, интелектуального и эмоционального развития. В диссертации теоретически и методически обоснованны концептуальные основы коррекционно-воспитательной работы, разработана и апробирована коррекционная методика, которая направлена на повышение эффективности подготовки детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР к самостоятельной жизнедеятельности. Коррекционная работа во время занятий по формированию социально-бытового ориентирования с детьми-сиротами младшего школьного возраста с ЗПР была направлена на формирование, накопление и усовершенствование у них знаний, умений и навычек самообслуживания; формирование у ребёнка компонентов деятельности; формирование у ребёнка конкретных коммуникативных действий, которые обеспечивают его общение как в условиях школы-интерната, так и за его пределами; обеспечение переноса ребёнком усвоенных знаний и способов действия, связанных с социально-бытовым ориентированием, в реальные условия жизни. В ходе обобщения результатов исследования было отмечено, что в процессе психолого-педагогической коррекции социально-бытового ориентирования детей- сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития значительно возрастают уровни сформированности их знания, умения в вопросах самообслуживания, общения, нормализуется эмоционально-мотивационная сфера. Доказана эффективность предложенной программы формирования социально- бытового ориентирования в аспекте субъект-объектной (деятельность) и субъект- субъектной активности (общение), что позволяет повысить уровень коррекционно- развивающей и учебно-воспитательной работы с детьми-сиротами с задержкой психического развития.
This candidate’s degree is devoted to theoretical and practical studying of features
welfare orientation of orphaned children of primary school age with mental retardation.
The concept is revealed of “welfare orientation of orphaned children of primary school
age with mental retardation”. To be found some interaction of components, methods and forms of corrections. The author offers diagnostics of welfare orientation in some aspect the subject-objective and the subject-subjective activity. Showed the basic levels of formation of welfare orientation in aspect of activity and contact. In this candidate’s degree is grounded theoretical and methodical conceptual foundations of correction-upbringing work, elaborated and tested correctional program which is directed on increase of effective preparation of orphaned children of primary school age with mental retardation to independent ability to live. Results of research showed that in psychology-pedagogical corrections welfare orientation of orphaned children of primary school age with mental retardation are considerably increases their welfare orientation, the emotional-motivational sphere is normalized.