У дисертації, присвяченій вивченню феномену афекту неадекватності у дезадаптованих підлітків, здійснено теоретичний аналіз наукових підходів дослідження емоційно-мотиваційної сфери підлітків з афективною поведінкою; визначено сутність поняття «афект неадекватності дезадаптованих підлітків»; теоретично обґрунтовано соціально-психологічні чинники цього утворення в дезадаптованих підлітків. Експериментально досліджено специфічні особливості поведінки зазначеної категоріїпідлітків, вплив соціальних та психологічних чинників на особливості прояву афекту неадекватності у дезадаптованих підлітків середньої загальноосвітньої школи та школи-інтернату. Визначено критерії (емоційно-ціннісне ставлення до себе, емоційно-ціннісне ставлення до оточуючих та емоційно- ціннісне ставлення до життя), показники та рівні (експліцитний, метапліцитний та імпліцитний) зазначеного феномену. У процесі експериментальної роботи розроблено психологічну модель профілактики та корекції дезадаптованої поведінки підлітків з афектом неадекватності, доведена доцільність та ефективність впровадження психологічної програми та соціально-психологічного тренінгу з метою попередження та зниження показників дезадаптованості та афекту неадекватності. Розроблено методичні рекомендації практичним психологам і класним керівникам середньої загальноосвітньої школи та шкіл-інтернатів з попередження та зниження показників дезадаптованості й афекту неадекватності у підлітків.
Диссертация посвящена исследованию феномена аффекта неадекватности у дезадаптированных подростков. В ней представлен теоретический анализ научных подходов по исследованию эмоционально-мотивационной сферы подростков с аффективным поведением; определены содержание и сущность понятия «аффект неадекватности дезадаптированних подростков»; теоретически обоснованы социально-психологические предпосылки возникновения этого образования у дезадаптированных подростков. В ходе экспериментального исследования выявлены специфические особенности поведения дезадаптированных подростков, влияние социальных и психологических детерминант на особенности проявления аффекта неадекватности у дезадаптированных подростков средней общеобразовательной школы и школы-интерната. Определены и обоснованы критерии (эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоционально-ценностное отношение к окружающим и эмоционально-ценностное отношение к жизни), показатели и уровни (эксплицитный, метаплицитный и имплицитный) проявления аффекта неадекватности дезадаптированных подростков. На эксплицитном уровне подростки уверены в собственной значимости, эгоцентричны; безразличны к переживаниям и чувствам окружающих, у них не согласованы с одноклассниками и взрослыми рефлексивные ожидания по отношению к себе; у респондентов с высокой мотивацией достижения проявляется низкая успеваемость в обучении и невостребованность в интимно-личностном общении. На метаплицитном уровне подростки уверены в себе, децентрированы, акцентируют внимание как на собственных проблемах, так и на проблемах окружающих; способны сопереживать другим, однако у них наблюдается низкая мотивация достижений, что приводит к неуспешности в обучении и общении с ровесниками и к дезадаптации. Пребывание на имплицитном уровне характеризует их как неуверенных в себе, недооценивающих свои возможности, закрытых; неспособных сопереживать другим, не стремящихся достигать авторитет; у подростков с мотивацией избегания неудач наблюдается неуспешность в обучении инизкая потребность в интимно-личностном общении. В процессе экспериментальной работы представлена психологическая модель профилактики и коррекции дезадаптированного поведения подростков с аффектом неадекватности, на основе которой разработана профилактико-коррекционная программа, которая включает в себя индивидуальную и групповую работу с подростками по профилактике и коррекции, развивающую работу с учителями и воспитателями, консультативную работу с родителями; доказана необходимость и эффективность внедрения данной программы с целью предупреждения и снижения показателей дезадаптированности и аффекта неадекватности у подростков. Разработаны методические рекомендации практическим психологам и классным руководителям средней общеобразовательной школы и школы-интерната по снижению показателей дезадаптированности и аффекта неадекватности у подростков. Результаты исследования могут быть использованы в психодиагностической и коррекционной деятельности школьных психологов ипедагогов.
Dissertation, devoted to the affect of inadequacy in adolescence, contains theoretical analysis of scientific approaches of the phenomena in foreign and domestic psychology; the essence, socio-psychological factors of this construct in secondary school as well as boarding school teenagers are determined. In the process of experimental research peculiarities of affect of inadequacy in teenagers with disadaptive behaviour are investigated. The psychological model of preventive measures and correction of maladaptive behaviour is developed; criteria and levels of the phenomena are determined. Appropriateness and effectiveness of psychological programme and socio-psychological training implementation are experimentally proved. Methodological recommendations for secondary school and boarding school practical psychologists and class teachers concerning lowering of affect of inadequacy characteristics in maladaptive adolescence are worked out.