Дисертація присвячена проблемі розвитку інтелектуальної ініціативності першокласників у процесі спільної учбової діяльності. Проаналізовано сучасний стан дослідження проблеми: подано базові поняття дисертації; розкрито її обґрунтовано сутність процесу розвитку інтелектуальної ініціативності першокласників; виявлено критерії та рівні розвитку інтелектуальної ініціативності; визначено психолого- педагогічні умови та засоби розвитку інтелектуальної ініціативності першокласників у процесі інтерактивного навчання. Під час проведення експерименту доведено доцільність та ефективність впровадження корекційно-розвивальної програми у формі енциклопедично- інтерактивних уроків та системи інтерактивних тренінгових вправ з розвитку інтелектуальної ініціативності.
Диссертация содержит исследование проблемы развития интеллектуальной инициативности первоклассника в процессе совместной учебной деятельности. Проанализированы научные подходы к понятиям «инициативность», «интеллект», «интеллектуальная инициативность», «интеллектуально-инициативный образ – «Я» первоклассника». Структурирована онтогенетическая логика последовательного усложнения компонентов интеллектуально-инициативного развития личности (интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий); определены критерии и показатели сформированности обозначенных компонентов. Возраст 6-7-и лет рассматривается как сензитивный для развития интеллектуальной инициативности, что обуславливается чрезвычайной подвижностью, пластичностью и восприимчивостью ее структурных компонентов в этом периоде. Интеллектуальная инициативность первоклассника определяется как сложное личностное образование, которое проходит фазу интенсивного становления в совместной учебной деятельности, содержит познавательные и социальные побуждения, характеризуется интеллектуализированным мышлением, познавательным интересом, инициативной направленностью, эмоциональным благополучием, самоактуализацией, самооценкой и внутренней свободой. Уровни развития интеллектуальной инициативности первоклассника в процессе совместной учебной деятельности – высокий, достаточный, средний, низкий – устанавливаются на основе таких критериев: интеллектуальная готовность к выполнению нестандартных заданий; потребность новых знаний, оптимистическое отношение к диалогическому учебному взаимодействию; самооценка и ценностные ориентации. Исследована и обоснована целесообразность использования совместной учебной деятельности как способа психологической коррекции интеллектуально-инициативной сферы первоклассника. Обозначены пути использования интерактивных технологий в образовательном пространстве начальной школы. Выявлено и экспериментально доказано эффективность психолого- педагогических условий развития интеллектуальной инициативности: общие условия развития и формирования личности первоклассника (учёт субъективного опыта, возрастных и индивидуальных особенностей, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер; уважение к личности ребёнка; обогащение интеллектуального и социального опыта детей; развитие познавательной активности и др.) и конкретные условия развития интеллектуальной инициативности первоклассника (использование интерактивных технологий; учебный диалог; развитие интеллектуализированного диалогического мышления учеников первого класса; стимуляция и развитие инициативных отношений типа «Я – другой», создание интеллектуально-эмоциональной комфортности первоклассников). Теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого- педагогические условия развития интеллектуально-инициативной сферы первоклассника в процессе интерактивной учебной деятельности и в коррекционно- развивающей системе «педагог-психолог-первоклассник». Предложенная программа предусматривает целенаправленное влияние на развитие внешней и внутренней познавательной активности младшего школьника, что обеспечивает положительную динамику формирования психологических механизмов его интеллектуально- инициативного развития. Разработаны и апробированы методические рекомендации («Атлас интеллектуально-инициативного развития первоклассников») относительно осуществления коррекционно-развивающего влияния на интеллектуально- инициативную сферу первоклассников в процессе их привлечения к интерактивно- диалогической деятельности. Результаты экспериментального обучения проявились в возрастании у первоклассников умений и навыков интеллектуального мышления, познавательного интереса, любознательности, увеличение их самостоятельности, инициативности, уверенности, оптимизации эмоциональной саморегуляции, самооценки, уровня притязаний, внутренней свободы, комфортности, эмоционального благополучия, социальной адаптации. Делается вывод, что важным и необходимым условием развития интеллектуальной инициативности первоклассника в процессе совместной учебной деятельности является становление ее структурных компонентов и оптимизация психологических механизмов при соблюдении принципов гуманистически ориентированного образования.
The dissertation is devoted to the problem of development of first year students` initiativity in the progress of study activity. The analysis of the basic notions of the research work has been given; essence of the process of development of intellectual first year students` initiativity has been grounded. There has been aprobated methods with the help of which critetions and levels of development of intellectual initiativity have been defined. The author has defined psychological and pedagogical conditions of develop-ment of first year students` intellectual initiativity in the process of interactive study. The results of the research work can be used in psychological, diagnostical, correctional activity of practical psychologists and primary school teachers.