Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному вивченню маніпулятивного впливу в педагогічному спілкуванні, визначенню психологічних умов запобігання маніпуляціям й розробці психокорекційної програми запобігання маніпулятивному впливу в педагогічному спілкуванні. Уточнено зміст поняття „маніпуляція в педагогічному спілкуванні”, виділено критерії, за якими маніпуляція відрізняється від інших видів впливу. Проаналізовано й систематизовано основні передумови та технології маніпулятивного впливу в педагогічному процесі. Досліджено смислові установки вчителів про доцільність використання маніпуляції як способу впливу на учнів у педагогічному процесі. Складено психологічний портрет
учителів, схильних до маніпуляцій. Розроблено, апробовано й доведено
ефективність тренінгу педагогічного впливу та запобігання маніпуляціям.
Наведено психолого-педагогічні рекомендації для вчителів щодо запобігання
маніпулятивному впливу у педагогічному спілкуванні.
The dissertation is dedicated to the theoretical-experimental research of the manipulative influence in pedagogical intercourse and the development of the training program of the pedagogical influence and prevention of the manipulations. The maintenance of the term «manipulation in pedagogical intercourse» is specified, criteria of difference manipulation from the other types of influence are selected. The basic pre-conditions and technologies of the manipulative influence in a pedagogical process were analyzed and systematized. There were investigated the semantic settings of the teachers about expedience of using of the manipulations as method of influence on students in pedagogical intercourse. The psychological portrait of teachers who inclined to manipulations is made. Also were developed and approved the efficiency of training of pedagogical influence and prevention of manipulations.
Диссертационное исследование посвящено теоретико-экспериментальному изучению манипулятивного влияния в педагогическом общении, выявлению психологических условий предупреждения манипуляций и разработке психо-коррекционной программы предупреждения манипулятивного влияния в педагогическом общении. В работе проанализированы подходы к проблеме изучения манипуляции в психологии, определено понятие «манипуляция в педагогическом общении», а также выделены критерии, по которым манипуляция отличается от других видов влияния. Манипуляция в педагогическом общении понимается как психологическое воздействие учителя на учеников, при котором скрываются истинные цели, используется психологическое давление, „игра на слабостях”, обман, вносятся изменения в мотивационную структуру личности ученика для разрешения сложных педагогических ситуаций. В диссертации предложена авторская классификация видов психологического влияния в педагогическом общении. Все многообразие способов психологического влияния, к которым прибегает современный учитель, можно разделить на две группы – конструктивные и деструктивные. Конструктивные способы влияния строятся на основе субъект-субъектных отношений и направлены на развитие личностного потенциала ученика. Деструктивные способы влияния, напротив, направлены на внешние изменения поведения учащихся, жесткое структурирование их активности, на подавление их внутренней свободы и строятся на субъект-объектных
отношениях. В теоретической части работы проанализированы и систематизированы основные предпосылки и технологии манипулятивного влияния в педагогическом процессе. Определены психологические условия предупреждения манипулятивного влияния учителей в педагогическом общении. В качестве таких условий рассматривается актуализация субъектных, личностных, когнитивных и операционально-коммуникативных факторов. В экспериментальной части работы исследованы смысловые установки учителей относительно целесообразности использования манипуляций в педагогическом общении, выявлены предпосылки, приемы манипуляций, изучены педагогические ситуации, в которых учителя чаще всего используют манипулятивное воздействие на учеников. Составлен психологический портрет учителей, склонных к манипуляциям. Умения учителей конструктивно влиять на учеников и предупреждать манипулятивные воздействия в педагогическом общении могут развиваться в условиях специально организованной психо-коррекционной программы предупреждения манипулятивного влияния в педагогическом общении. В рамках этой программы разработан и апробирован тренинг педагогического влияния и предупреждения манипуляций, который позволяет расширить знания учителей о педагогических видах влияния, способствует развитию навыков конструктивного педагогического воздействия, умений распознавать манипуляции в педагогическом процессе и предупреждать их.
Психолого-педагогические рекомендации по предупреждению манипулятивного влияния в педагогическом общении направлены на актуализацию субъектной позиции учителей, развитие навыков саморегуляции и рефлексии педагогов, обучение приемам распознавания и предупреждения манипуляций в педагогическом общении, а также овладение техниками конструктивного влияния.