На основі широкої джерельної бази та сучасних методів дослідження
проаналізовано національно-культурницьку діяльність Михайла Старицького.
Дисертантом встановлено етапи формування і становлення М. Старицького як
творчої особистості. У дисертації розкрито участь М. Старицького у діяльності
Київської Старої громади, досліджено вплив культурно-мистецького оточення
сучасників на його творчу діяльність. У контексті українського національного
відродження другої половини ХІХ ст. досліджено внесок М. Старицького у
розвиток вітчизняної літератури і драматургії, визначено новаторські заходи у
розбудові українського професійного театру.
The national-cultural activity of Mykhailo Starytskiy is analyzed on the rich basis of archival materials and modern research methods. The candidate for a degree
established the periods of Mykhailo Starytskiy’s formation as a creative individuality. The Dissertation reveals M. Starytskiy’s participation in the activity of Kyiv old society and researches into the influence of the contemporary culturalartistic environment on his creative activity. In the context of the Ukrainian national renaissance of the second half of the XIX century, M. Starytskiy’s contribution to the development of native literature and dramaturgy is shown, and the innovative arrangements in the theatrical activity during the process of the establishment of the Ukrainian professional theatre are singled out.
В диссертации на широкой базе архивных документов и материалов впервые исследуется национально-культурническая деятельность М.Старицкого. В ходе исследования были установлены и проанализированы этапы становления М. Старицкого как творческой личности. Диссертанту удалось выяснить, что еще с ранних лет М. Старицкий интересовался украинским фольклором и народными традициями. В гимназийные годы у М.Старицкого под влиянием исторического романа П. Кулиша «Чорная рада» формируется интерес к истории Украины, особенно к истории казачества. Диссертантом раскрыто участие М. Старицкого в деятельности Киевского Cтарого общества, доказано, что благодаря активной гражданской позиции М. Старицкому удалось достичь значительных успехов в театральной деятельности, а также реализировать свой талант переводчика, издателя, драматурга и писателя. Детально проанализированно влияние культурно-художественной среды современников М. Старицкого на его творческую деятельность. Родственные связи и дружеские отношения М. Старицкого с М. Лысенко сопутствовали раскрытию таланта драматурга, который писал либретто на музыку брата. За рекомендациями М. Драгоманова М. Старицкий начал переводить на украинский язык произведения русских и европейских писателей. Исторические взгляды М. Старицкого формировались под влиянием исторических трудов Д.
Яворницкого, который являлся для писателя критиком, рецензентом и консультантом. От Д. Яворницкого М. Старицкий взаимствовал принцип
исторической достоверности в реконструкции жизни и быта казаков, а также
некую идеализацию всех сторон деятельности казаков. В театральной и
драматургической деятельности М. Старицкого М. Заньковецкая сыграла
ключевую роль, потому что драматург лично заботился о ее репертуаре,
пишучи оригинальные и переделывая чужие пьесы под ее художественный
образ. В контексте украинского национального возрождения второй половины
ХІХ в. определено вклад М. Старицкого в развитие отечественной литературы и драматургии, выделено новаторские мероприятия в театральной деятельности в ходе становления украинского профессионального театра. В своих исторических романах и повестях писатель пытался повлиять на формирование здравой народной морали и этики, побудить гражданское национальное сознание. Драматургия М.
Старицкого раскрывает реальные исторические события и важные культурные
достояния украинского народа, чем выразительно подчеркивает национальные
мотивы культурнической деятельности драматурга. В истории украинского
профессионального театра М. Старицький выступил основателем и пропагандистом музыкально-танцевального спектакля.