У дисертації досліджено проблему формування танцювальних рухів глухих дітей молодшого шкільного віку на заняттях музично-ритмічного виховання. Формування танцювальних рухів розглянуто як педагогічний вплив на глухих дітей, який відбувається цілеспрямовано і є важливою передумовою ефективним оволодінням різноманітними танцювальними рухами. З'ясовано основні складові танцювальних рухів, критерії та показники їх сформованості, розроблено програму формування танцювальних рухів глухих дітей молодшого шкільного віку на заняттях музично-ритмічного виховання, яка дає глухим школярам змогу перейти на більш високий рівень життєвого функціонування, сприяє формуванню танцювальних (рухових) умінь і навичок. Запропонована програма ґрунтується на методичних принципах фізичного виховання (свідомості й активності, систематичності, доступності та індивідуалізації), принципах побудови навчального процесу (неперервності, прогресування, тренувальних навантажень та адекватності). Експериментальним шляхом доведено ефективність запропонованої програми.
В диссертации исследовано проблему формирования танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста на занятиях музикально- ритмического воспитания. Формирование танцевальных движений рассмотрено как педагогическое воздействие на глухих детей, которое происходит целенаправленно и является важной предпосылкой эффективного овладения разнообразными танцевальными движениями. Установлены основные составляющие танцевальных движений, критерии и показатели их сформированности, разработана программа формирования танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста на занятиях музыкально-ритмического воспитания, которая позволяет глухим школьникам перейти на более высокий уровень жизненного функционирования, способствует формированию танцевальных (двигательных) умений и навыков. В первом разделе – «Теоретико-методические основы формирования танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста в условиях специальных учебных заведений» – представлены результаты теоретического анализа специальной научной и научно-методической литературы, современных научно-методических подходов к формированию танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста в теории и практике коррекционной работы, которые позволили определить приоритетные направления и средства коррекционно-развивающей работы, а также выявить особенности психофизического развития глухих детей. Во втором разделе – «Экспериментальная методика формирования танцевальных движений глухих детей 6-10 лет на занятиях музыкально- ритмического воспитания младшего звена обучения» – охарактеризованы основные составляющие танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста, критерии и показатели их сформированности, разработана специальная программа формирования танцевальных движений, которые адаптированы к данному контингенту детей и направлены на формирование танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста. В третьем разделе – «Анализ результатов экспериментально- исследовательской работы по формированию танцевальных движений глухих детей младшего школьного возраста» – был определен состав двух контрольних групп и одной экспериментальной групп детей, описаны методы диагностики основных составляющих танцевальных движений глухих и слышащих детей 6- 10 лет, представлены результаты констатирующего и заключительного этапов педагогического эксперимента и их анализ. Предлагаемая программа основана на методических принципах физического воспитания (сознательности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации), принципах построения учебного процесса ( непереривности, прогрессирование, тренирующих нагрузок и адекватности). Были учтены принципы коррекционной педагогики в сочетании с принципами адаптивного физического воспитания (диагностирование, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей и компенсаторной направленности педагогического процесса, учет возрастных особенностей, адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий, приоритетности роли микросоциума), а также танцевальный принцип ( сочетание обучения движениям различных сегментов тела одновременно, что обеспечивает гармонию движений в танце). Экспериментальным путем доказана эффективность предложенной программы.
The problem of formation of dance movements of deaf children of primary school age at the lessons of musical-rhythmic education is analyzed in the thesis. The formation of dance movements is considered as pedagogical impact on deaf children which occurs purposefully and is important precondition for effective mastering of dance movements. The basic components of the dance movements their criteria and indicators of formation are ascertained. The programme of formation of dance movements of deaf children of primary school age at the lessons of musical-rhythmic education is worked out, it allows deaf schoolchild to start higher level of life functioning, promotes the formation of dancing skills. The proposed programme is based on methodological principles of physical education (awareness and activity, systematicness, accessibility and personalization), the principles of construction of the educational process (regularity, progression, training loads and adequacy). The effectiveness of the proposed programme is proved through experiment.