У дисертаційній роботі досліджено проблему музично-естетичного виховання в Україні кінця XVI - XVIII ст. в історико-педагогічному та методичному аспектах. Розглянуто зміст, форми та методи музично-естетичного виховання, виділено тенденції та особливості розвитку музичної освіти, педагогічні традиції, які можуть бути використані на сучасному етапі розбудови української вищої та середньої школи.
В диссертации исследована проблема музыкально-эстетического воспитания в Украине (конец XVI - XVIII вв.) в историко-педагогическом и методическом аспектах. Рассмотрено становление и развитие музыкального образования, содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания в учебных заведениях данного периода (братских школах, коллегиумах, академиях). В работе сделан анализ особенностей преподавания музыки, хорового пения в учебных заведениях в конце XVI - XVIII вв.. Научными источниками в изучении этого вопроса стали уставы учебных заведений, документальные материалы, которые касаются педагогической деятельности выдающихся представителей украинской культуры (философов, богословов, композиторов и музыкантов) исследуемого периода, редкостные издания, архивные материалы из фондов ЦГИА Украины в городе Киеве, Института рукописи НБУ имени В.Вернадского. Основываясь на терминологическом определении понятия “музыкальное воспитание”, процесс его развития показан в исследовании на примере различных учебных заведений, а также сквозь призму просветительской деятельности педагогов-музыкантов: М.Дилецкого, Д.Ростовского, Г.Сковороды. В аспекте освещения специфики музыкального образования в братских школах и Киево-Могилянской академии, Черниговском, Харьковском, Переяславском коллегиумах в работе раскрыты содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания, которые послужили основой формирования украинской музыкальной педагогики. В диссертации доказано, что основным методом музыкального воспитания в братских школах было пение “по слуху” (начальный этап обучения) и “по нотам” - высшая ступень подготовки. Деятельность братских школ, система которых охватывала разные географические регионы Украины и разные слои населения, содействовала формированию плеяды украинских композиторов (Чернушин, Пикулицкий и др.), которые хоровым творчеством обогатили учебный репертуар, обеспечили постепенный переход от одноголосного к партесному пению. В братских школах, академиях и коллегиумах была создана национально своеобразная система музыкально-эстетического воспитания, которая соединила традиции религиозной и светской культуры, профессионального и народного искусства. Проведенная экспериментальная работа, которая включала констатирующий и формирующий эксперимент, подтвердила целесообразность обогащения содержания современного музыкально-образовательного процесса малоизвестными хоровыми произведениями, музыкально-педагогическим наследием украинских композиторов конца XVI - XVIII веков Д.Ростовского, М.Дилецкого, Г.Сковороды музыкальными примерами (из отдела рукописей ЦНБ). Был разработан и апробирован спецкурс “Музыкально-эстетическое воспитание в украинской педагогике конца XVI - XVIII веков”, который состоял из теоретической и практической частей: лекций по культуре Украины и становлению музыкально-эстетического воспитания, изучения нотного материала конца XVI - XVIII веков, овладения студентами методическими традициями отечественной музыкальной педагогики этого периода. Анализ результативности проведенной экспериментальной работы показал эффективность внедрения музыкально-педагогических идей прошлого в современную практику подготовки учителей музыки в педагогических вузах. Выделены этапы эволюционного пути развития музыкального образования в Украине в конце XVI - XVIII веков и выявлены традиции музыкально- эстетического воспитания, которые могут быть использованы на современном этапе реформирования украинской школы.
The problem of musical-aesthetic upbringing in Ukraine (the end of XVI - XVIII centuries) has been researched in the thesis in the light of history and educational science. The contents and forms of musical-aesthetic upbringing in the educational establishments of those times have been examined in the context of formation and development of education. The tendency of the evolutionary way in musical training in the educational establishments has been distinguished. The traditions of musical-aesthetic, upbringing that can be used at the contemporary stage of building of the Ukrainian school have been picked out.