У дисертації обґрунтовано в контексті суспільних і педагогічних детермінант періодизацію та тенденції розвитку методики викладання музики в загальноосвітніх школах України в другій половині ХХ – початку ХХІ століття. На основі дослідження розмежування базових даних поняття методики та наукових підходів до неї зроблено висновки щодо її статусу як самостійної важливої галузі педагогічної науки, а методику викладання музики розглянуто як складову в структурі педагогіки мистецтва в частині дидактики мистецтва і художньої творчості, що спрямована на пізнання принципів впливу музики на формування особистості, виведено змістове наповнення досліджуваного поняття як галузі педагогіки мистецтва, що досліджує процес музичного навчання виховання і розвитку та розкриває закономірні зв’язки між трьома взаємно пов’язаними структурними елементами – навчальним предметом «музичне мистецтво» (об’єкт пізнання), викладанням (діяльність учителя, викладача) та учінням (діяльність учнів, студентів).
В диссертации обосновано в контексте общественных и педагогических детерминант периодизацию и тенденции развития методики преподавания музыки в общеобразовательных школах Украины во второй половине ХХ − начале XXI века. Выявлено, что тенденции развития методики преподавания музыки в общеобразовательных школах Украины ХХІ века связаны с реализацией новой педагогической парадигмы, которая основывается на изменении отношения к человеку и направленная на его социальное становление и развитие. Тенденция гуманизации, которая заключается в утверждении человека как наивысшей ценности, утверждает создание нового образца музыкального образования, ориентированного на многогранность личности ученика. Тенденция фундаментализации, которая обеспечивает многопрофильность, выход в смежные сферы, восприимчивость к инновациям, способность к производительной переработке информации и творческому поиску в отрасли музыкального искусства, в методике преподавание музыки обеспечивает системность и глубину знаний с одновременной экономией времени обучения. Тенденция гуманитаризации, которая связанная с разработанной в 2003 году концепцией общего художественного образования, в основу которой положен культурно-антропологический подход, в методике преподавания музыки призвана формировать духовность личности, обеспечивать ее самоопределение в музыкальной культуре. Тенденция национальной направленности в развитии методики преподавания музыки выявляется как в сфере становления духовности личности, ее ценностных ориентаций (эстетические идеалы, художественно-музыкальные вкусы, етнопедагогические приоритеты), так и в конкретике преподавания музыки (определение национальных образцов музыкального искусства центральным звеном учебного репертуара, первоочередное, на уровне ментального осознания, изучение творческих достижений отечественных художников). Тенденция перехода от информативных форм к активным методам обучения музыки, которая предусматривает использование научного поиска, проблемного подхода, мультимедийных технологий, инновационных моделей, которые активизируют интеллектуальную деятельность, в методике преподавание музыки реализуется путем внедрения интерактивных технологий на уроках музыкального искусства, делает возможными их высокий качественный уровень. Тенденция создания условий для творческой самореализации учеников, которая предопределена факторами роста творческих ресурсов личности в условиях глобализации общества; активизации творческой активности во всех сферах деятельности в обществе; ведущей роли творчества как субъективного и объективного факторов развития художественной культуры самой личности, в методике преподавание музыки актуализируется на основе учета интересов, потребностей, запросов и способностей ребенка, гарантирует саму актуализацию творческого подхода и дает возможность личности испытать радость творческого достижения. Тенденция интеграции в методике преподавания музыки выплывает из полихудожественного контекста художественного образования; способствует целостному системному усвоению теоретических знаний, практических умений и навыков, связанных с музыкальной деятельностью, предусматривает целостное привлечение ученической молодежи к искусству, обеспечивает учителя музыки механизмами и способами осуществления самореализации в профессиональной деятельности. Раскрыта взаимозависимость развития методики преподавания музыки в общеобразовательных школах с учетом ее устоявшихся связей с системой подготовки учителей музыки, а также взаимовлияний научно-педагогической мысли, организационно-методических принципов и учебных программ. Анализ научной наработки и деятельности ведущих украинских ученых показал обстоятельность проработки теоретико-методологических принципов общего музыкального образования, новые концептуальные принципы, по которым выстраиваются содержание, методы и формы организации преподавания музыки в общеобразовательной школе. Выяснено, что определенными рычагами решения заданий модернизации методики преподавания музыки в общеобразовательной школе ХХІ века является введение концепций музыкально-эстетического воспитания школьников, а также авторских концепций, которые выступают в качестве методического ориентира расширения инновационных подходов в музыкальной педагогической практике.
In the dissertation in the context of social and educational determinants periods and trends in methods of teaching music in secondary schools in Ukraine in the second half of XX − beginning of XXI century. On the basis of research of differentiation of base data of concept of methods and scientific going near her drawn conclusion in relation to her status as independent important area of pedagogical science, and the methods of teaching of music are considered as a constituent in the structure of pedagogics of art in part of didactics of art and artistic creation which is sent to cognition of principles of influence of music on forming of personality, the semantic filling of the investigated concept as industries of pedagogics of art which investigates the process of musical studies of education and development and exposes appropriate copulas between three mutually constrained structural elements - educational object «musical art» (object of cognition) is shown out, teaching (activity of teacher, teacher) and учінням (activity of students, students).