У дисертації досліджується становлення та розвиток британської філософії освіти, розкривається повна картина послідовності інтеграції європейських освітніх реформ в рамки класичної англійської освіти. З’ясовується значення конкретних ключових реформ, що вплинули на відокремлення англійського університету від загальноєвропейської педагогічної тенденції, та таких, що мали на меті стандартизацію маргінальної освіти Великобританії до вимог Болонського процесу. Обґрунтовано необхідність трансформації української сучасної освітньої системи, використання позитивного досвіду Об’єднаного Королівства в створенні та реалізації необхідних реформ. Розглянуто особливості деполітизації вищих навчальних закладів Великобританії, позитивні та негативні сторони централізованого самоврядування університетів, як з точки зору фінансування, так і через призму якості надаваних послуг. Проведено порівняльний аналіз освітніх систем двох країн, розглянуто спільні риси та позитивний аспект їх використання в цілях більш швидкої та ефективної трансформації освіти в Україні.
В диссертации, впервые в рамках украинского контекста, исследуется становление и развитие британской философии образования не только как отдельной вехи философских наук, но и как главной движущей силы европейской системы образования на протяжении всей новейшей истории, катализатора реформ и главной отправной точки в коренных изменениях сферы образования стран бывшего СССР. Начинает свою работу автор со скрупулёзного исследования формирования парадигмы образования Великобритании, сосредотачиваясь на трех крупнейших философах своей эпохи – Френсисе Беконе, Томасе Гоббсе и Джоне Локке, рассматривая не только деятельность, связанную конкретно с философией образования в ее синкретическом виде, или активно повлиявшую на дальнейшее развитие образования, но и философские взгляды и открытия в целом. Благодаря обширному разбору истоков современного образовательного устройства Великобритании удается увидеть исконные, часто противоречащие современным, каноны классического образования, и проследить первые шаги на встречу либерализму и высочайшему контролю качества образовательных услуг, благодаря которым современное устройство британского, а в особенности, английского образования является своего рода шаблоном для стран, испытывающих острую необходимость в реформах подобного характера. В исследовании раскрывается полная картина последовательности интеграции современных европейских образовательных реформ в рамки классического английского образования, автор на конкретных примерах раскрывает особенности симбиоза двух ранее часто противоречащих друг другу концепций в гармоничном современном строе школ и университетов Великобритании. Разобрав и проанализировав влияние переходного периода английского образования, начинающегося в позднем Средневековье и заканчивающегося в период научно-технической революции, автор подходит к периоду, ставшему ключевым, как оказалось, для будущего не только британской, но и общеевропейской образовательной парадигмы. Выясняется значение конкретных ключевых реформ, повлиявших, в определенной мере, на отделение английского университета от общеевропейской педагогической тенденции, и имевших целью стандартизацию маргинального образования Великобритании под требования Болонского процесса. При этом, особое внимание уделяется решающим образовательным законопроектам, имевшим место во второй половине ХХ столетия, влиянию на мировую философию образования ключевых личностей британской политики, и в этом генезисе раскрывается своеобразная упорядоченность, логика, анализ которой может иметь первостепенное значение для развивающихся государств. Автор обосновано заявляет о необходимости трансформации украинской современной образовательной системы с обязательным использованием положительного опыта Соединенного Королевства в создании и реализации необходимых реформ, в изменении педагогического лица страны. Рассмотрены особенности деполитизации высших учебных заведений Великобритании, положительные и отрицательные стороны централизованного самоуправления университетов, как с точки зрения финансирования, так и через призму качества предоставляемых услуг. Как результат – проведен сравнительный анализ образовательных систем двух стран, рассмотрены общие черты и положительный аспект их использования в целях более быстрой и эффективной трансформации образования в Украине, акцент сознательно поставлен на сходстве менталитетов и важности общности религии и образования. Благодаря данной работе, используя ее результаты в качестве вспомогательного материала при рассмотрении потенциальных реформ, можно спланировать законопроекты, не влияющие на качество образования учащихся в период развертывания и применения, при этом, не нуждающиеся в новаторских элементах благодаря грамотному использованию опыта Соединенного Королевства.
The dissertation investigates the formation and development of the British philosophy of education, reveals a complete picture of sequence integration of European education reforms into the classical English education. Author explains the importance of specific key reforms that affected the separation of English university from pan-European educational trends, and those that were intended to standardize marginal UK education to the Bologna process. It is substantiated the necessity of transformation of modern Ukrainian educational system, the use of positive experience of the United Kingdom in creating and implementing the necessary reforms. Author considers features of depoliticization of higher education institutions in Great Britain, the positive and negative aspects of centralized self-government of universities, both in terms of funding and in the light of the quality of services provided. It is comparatively analyzed educational systems of the two countries; dissertation considers the similarities and the positive aspect of their use in order to more rapid and effective transformation of education in Ukraine.