У дисертації' теоретично обгрунтовано та визначено педагогічні засоби навчання майбутніх вчителів трудового навчання народним художнім ремеслам в умовах педагогічного коледж)'. Визначено умови формування творчої активності студентів у процесі занять народними художніми ремеслами. Експериментально перевірено навчально-методичний комплекс навчання народним художнім ремеслам та визначено організаційно- педагогічні умови його застосування в педагогічному коледжі.
В диссертации определены социально-педагогические предпосылки применения народных художественных ремесел как средства национального воспитания молодого поколения Украины. Всесторонне проанализировано влияние занятий художественными ремеслами на развитие творческих способностей личности и показана роль в этом учителя трудового обучения. Приобщение студентов педагогического колледжа к декоративно- прикладному искусству положительно влияет на результативность национального и эстетического воспитания, способствует повышению профессионального мастерства, развитию потребности в творческой деятельности студентов педагогического колледжа. Направленность обучения на усвоение только технических приемов и трудовых операций приводит к ремесленничеству, ограничивает возможности интеллектуально- технической подготовки и воспитательного потенциала занятий практикума, по художественным народным ремеслам. Диагностическое обследование показало, что существенные пробелы в подготовке студентов по народным художественным ремеслам обусловлены несовершенством содержания учебных программ и методики обучения отдельным видам ремесел, в частности, гончарного дела, лозоплетения, художественной обработки древесины. В диссертации теоретически обоснованы и определены педагогические средства обучения будущих учителей трудового обучения народным художественным ремеслам в условиях педагогического колледжа. Определены условия формирования творческой активности студентов в процессе занятий народными художественными ремеслами. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что при организации учебного процесса в педколледжах с учетом особенностей содержания народных художественных ремесел наиболее эффективна комбинированная система обучения, сочетающая в себе две системы: конструкторско-технологическую (формируются творческие, интеллектуальные, художественные умения и навыки) и предметно-операционную (развиваются трудовые практические умения и навыки). Большое влияние на развитие творческой личности студентов оказывает результативность (качество, художественное оформление, производительность труда) и характер их работы. В этой связи разработанный и предложенный в диссертации учебно-методический комплекс для обучения народным художественным ремеслам направлен на обеспечение реализации индивидуального подхода и активизацию самоконтроля будущих учителей трудового обучения. Учебно-методический комплекс обучения народным художественным ремеслам проверено в процессе педагогического эксперимента, определены организационно-педагогические условия его применения в условиях педагогического колледжа. Применение теоретически обоснованных содержания и методики обучения народным художественным ремеслам будущих учителей трудового обучения предусматривает соблюдение целого ряда педагогических условий, а именно: взаимосвязь процесса формирования конструктивно- художественных и технико-технологических умений и навыков; сочетание групповой и индивидуальной форм организации обучения, создание временных творческих групп студентов доя разработки художественных конструкций изделий; учет особенностей исполнительской техники, характерных доя отдельных видов народных художественных ремесел; реализация дифференцированного подхода в зависимости от начального уровня и динамики подготовленности студентов к изучению народных художественных ремесел; приоритетное развитие интереса студентов к конкретному виду декоративно-прикладного искусства в зависимости от их индивидуальных способностей, возможностей и с учетом региональных, местных традиций. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные результаты исследования использованы как научно-методическая основа для усовершенствования методики обучения будущих учителей трудового обучения народным художественным ремеслам. Исследование подтвердило. что основная ценность занятий народными художественными ремеслами состоит в его влиянии на мышление субъекта учебного процесса, на его коммуникативные качества как средства духовного и делового общения, на творческие, художественные способности как средства самореализации личности. На этой основе всесторонне совершенствуются духовная и практическая стороны профессиональной подготовки будущего учителя.
The scientific paper deals with pedagogical means of traing future teachers in art crafts in conditions of pedagogical college. It afters conditions of formation creative activity of students in the process of teaching art crafts. Teaching-methodological complex of training ait crafts is tested and its organising pedagogical conditions of its use in the pedagogical college are worked out.