У роботі досліджено методику фізичної підготовки студентів вищих педагогічних навчальних закладів до дій в екстремальних ситуаціях. Визначено структурні компоненти психофізичної готовності до дій в екстремальних ситуаціях в житті та в професійній діяльності педагога до загроз різного спрямування. Встановлено рівні психофізичної готовності студентів до дій в екстремальних ситуаціях для практичного урахування в системі фізичного виховання. Розроблено, обґрунтовано та перевірено ефективність методики фізичної підготовки студентів вищих педагогічних навчальних закладів до дій в екстремальних ситуаціях.
В работе исследована методика физической подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях. На основании теоретического анализа литературы и собственного опыта преподавательской деятельности понятие “экстремальные ситуации” определено как такое крайнее проявление тяжелых ситуаций, которое требует максимального напряжения психических и физических сил для выхода из них и выводит человека за пределы привычных параметров деятельности. Понятие “готовность к действиям в экстремальных ситуациях” понимается как система знаний, сформированных умений и навыков, совокупность личных качеств физиологического и психологического состояния, которые в единстве обеспечивают эффективность и результативность действий в экстремальных ситуациях. Формирование психофизической готовности к действиям в экстремальных ситуациях означает процесс образования необходимых мотивов, установок, опыта, придания психическому процессу и свойствам личности таких особенностей, обеспечивающих человеку возможность эффективно осуществлять деятельность в этих ситуациях. Определены структурные компоненты психофизической готовности к действиям в экстремальных ситуациях такие, как: физическая готовность, психологическая готовность и научно-теоретическая и практическая готовность к угрозам в жизни человека и в профессиональной деятельности педагога. Угрозы в жизни человека составили: угрозы человеку от человека, человеку от окружающей среды, человеку от самого себя, человеку от общества. Угрозы в профессиональной деятельности педагога мы классифицировали на такие, в основе которых лежит конфликтная взаимосвязь с деятельностью человека; связанные с физическим насилием; с психическим влиянием на специалиста; с несчастными случаями, суицидами. Установлены три уровня психофизической готовности студентов к действиям в экстремальных ситуациях для практического учета в системе физического воспитания, что дало возможность разработать дифференцированную методику физической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях для каждого уровня. Установлена взаимосвязь физического развития, функционального состояния, физической и учебно-прикладной физической подготовленности студентов путем расчета множественной корреляционной зависимости между 28 показателями, составляющими структуру всей системы и определены наиболее информативные. Для интерпретации системы показателей был использован факторный анализ, который дал возможность выделить основные показатели каждого фактора и показать какие из них играют решающую роль в формировании поискового набора факторов. Структура показателей физического развития, функционального состояния, физической подготовленности и учебно-прикладной физической подготовленности студентов состоит из четырех факторов: физического развития; физической подготовленности; физической работоспособности; функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Средние значения факторов были разбиты на три кластера, что позволило определить три уровня готовности студентов к действиям в экстремальных ситуациях и разработать дифференцированную методику физической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях для каждого кластера. Разработана, обоснована и проверена эффективность методики физической подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях, которые поданы как модель методики физической подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях и комплекс учебно-методического обеспечения, в который вошли рабочая программа дисциплины “Физическое воспитание” и методические рекомендации по формированию готовности студентов высших педагогических учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях. Последующее развитие получили теоретические положения дифференцированного подхода в методике физической подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях.
The method of physical preparation of students of higher pedagogical educational establishments to actions in extreme situations is explored in work. The structural components of physical readiness to actions in extreme situations in life and in professional activity of teacher to the threats of a different direction are certain. The levels of physical readiness of students to actions in extreme situations for a practical account in the system of physical education are set. Developed, efficiency of method of physical preparation of students of higher pedagogical educational establishments to actions in extreme situations is grounded and tested.